Компетенция парламентов субъектов РФ

Ключевой элемент правового статуса регионального парламента заключается в его компетенции. Основные полномочия парламента субъекта Российской Федерации определены в ст. 5 ФЗ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской

Федерации осуществляет две важные функции:

  • принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему,
  • осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Важнейшим полномочием и главным предназначением представительного органа является законотворчество. Парламент субъекта самостоятелен в реализации своих полномочий, никто не может вмешиваться в его правотворческую деятельность. Однако законодательная компетенция представительного органа не абсолютна, так как возможно принятие законов и на референдуме, а по ряду вопросов имеются процедурные ограничения (например, при рассмотрении финансовых законопроектов необходимо наличие инициативы или заключения главы региона).

Статья 7 ФЗ Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ определяет порядок принятия парламентом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов. Так, конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается региональным парламентом не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением регионального парламента.

Законы субъекта РФ, принятые парламентом субъекта РФ, направляются главе региона, который обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона.

В случае отклонения губернатором регионального закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. И такой закон не может быть повторно отклонен главой региона.

Федеральный законодатель распределяет полномочия, по которым региональный парламент принимает законы и постановления.

Законом субъекта Российской Федерации:

  • утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ,
  • устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления,
  • утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ),
  • устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания,
  • устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов,
  • устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм,
  • утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ,
  • устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ,
  • устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ),
  • устанавливаются административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения,
  • утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ,
  • регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением парламента субъекта Российской Федерации:

  1. принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности,
  2. назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ,
  3. назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта РФ,
  4. назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ,
  5. оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ,
  6. утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ,
  7. назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ,
  8.  оформляются иные решения.

Контрольные полномочия парламента регулируются учредительными актами субъектов РФ, которые к числу таковых относят:

  • заслушивание ежегодных докладов главы региона о его деятельности и деятельности высшего исполнительного органа,
  • общий контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ,
  • финансовый контроль (контроль за исполнением бюджета субъекта РФ, использованием бюджетных кредитных ресурсов),
  • контроль за выполнением программ и планов программ социально-экономического развития, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения региональной собственностью.

Рассматривая обозначенные формы контроля, важно отметить, что заслушивание докладов главы региона не должно превращать данную процедуру в общую подотчетность исполнительной власти по вопросам ее компетенции законодательной, а для эффективного финансового контроля многие субъекты образуют контрольно-счетные палаты, что повышает качество проводимого контроля и политически дистанцирует подконтрольные и контролирующие органы (Новосибирская область, Красноярский край и др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: