Понятие экономической основы местного самоуправления и ее структура

Самостоятельность местного самоуправления во многом определяется наличием, объемом и источниками материальных ресурсов. Можно сказать, что само существование местного самоуправления не возможно без соответствующей экономической поддержки.

Российское государство проводит большую работу по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления следует рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае экономическая основа представляет собой систему правовых норм, установленных федеральными, региональными и местными правовыми актами, определяющими и регулирующими правоотношения, возникающие в муниципальных образованиях по поводу муниципальной собственности, в том числе имущественных прав и норм, регулирующих бюджетные правоотношения.

Во втором случае это материальная база функционирования муниципалитета, включающая совокупность правовых норм, регулирующих только отношения муниципальной собственности и имущественных прав муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ № 131 структуру экономической основы местного самоуправления составляют:

  • находящееся в муниципальной собственности имущество,
  • средства местных бюджетов,
  • имущественные права муниципальных образований.

Важные положения, связанные с правовым регулированием экономических основ местного самоуправления в России содержатся в Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.):

  1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.
  2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям.
  3. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.
  4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий.
  5. Защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
  6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
  7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.
  8. Для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: