Структура налоговых правоотношений

Как и любые правоотношения, налоговые правоотношения имеют свои элементы, которые в целом

составляют структуру правоотношений.

Структура налоговых правоотношений это внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.

Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:

  • субъекты,
  • содержание,
  • объекты.

Субъекты налоговых правоотношений это его участники (т.е. стороны), которые обладают

субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют юридическое

содержание данных правоотношений.

Содержание налогового правоотношения это обязанность налогоплательщика внести

определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с

установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

Субъект налогового правоотношения связан с субъектом налогового права, который, реализовав

свою правосубъектность, становится субъектом налогового правоотношения.

В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения

совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою налоговую

правосубъектность, становятся субъектами налогового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда в налоговое правоотношение вступает такой субъект налогового права, как государство, т.е. Российская Федерация в целом и субъекты РФ. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами налогового права, при вступлении в конкретное налоговое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией.

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах, являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками

    или плательщиками сборов,
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами,
  • налоговые органы.

    Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России ФНС РФ это

    федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями,
  • таможенные органы.

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) это федеральный орган исполнительной

власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы

Российской Федерации.

Охранительные налоговые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения

обязанностей, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства. Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект носитель властных полномочий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо, к которому применяются меры государственного принуждения и которое обязано их претерпевать.

К налоговым охранительным правоотношениям относятся прежде всего отношения, возникающие

в связи с правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.

В этих налоговых правоотношениях у государственного органа есть право применять к

правонарушителю меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогово-правовой нормы. Так, в соответствии с законодательством в случае нарушения субъектом налогового права налогового обязательства такие меры применяет налоговый орган. Одновременно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а служение государству, т.е. в широком плане выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав есть невыполнение своих задач и функций. Таким образом, в налоговом правоотношении применение мер государственного принуждения есть правообязанность компетентного органа. В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер государственного принуждения в налоговом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать, применять или отказаться от применения мер государственного принуждения.

Объектом налоговых правоотношений является то, по поводу чего или ради чего субъекты

правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта

налоговых правоотношений могут фигурировать как материальные, так и нематериальные блага.

Например, в качестве материального блага, как правило, выступают сами налоги или сборы как

обязательные взносы в бюджет.

Характеристику объектам налоговых правоотношений можно дать с помощью анализа налоговых

норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в норме налогового права и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.

Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:

  • правоотношения, отделимые от материального содержания, представляют собой объекты,

    которые зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени и др.,
  • правоотношения, неотделимые от материального содержания, это объекты, которые не

    зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного

    абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания . К неотделимым от материального содержания объектам налоговых правоотношений относится налоговый контроль.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: