Как и любые правоотношения, налоговые правоотношения имеют свои элементы, которые в целом
составляют структуру правоотношений.
Структура налоговых правоотношений это внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.
Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:
- субъекты,
- содержание,
- объекты.
Субъекты налоговых правоотношений это его участники (т.е. стороны), которые обладают
субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют юридическое
содержание данных правоотношений.
Содержание налогового правоотношения это обязанность налогоплательщика внести
определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с
установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
Субъект налогового правоотношения связан с субъектом налогового права, который, реализовав
свою правосубъектность, становится субъектом налогового правоотношения.
В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения
совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою налоговую
правосубъектность, становятся субъектами налогового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда в налоговое правоотношение вступает такой субъект налогового права, как государство, т.е. Российская Федерация в целом и субъекты РФ. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами налогового права, при вступлении в конкретное налоговое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, являются:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками
или плательщиками сборов, - организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами,
- налоговые органы.
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России ФНС РФ это
федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями, - таможенные органы.
Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) это федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы
Российской Федерации.
Охранительные налоговые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения
обязанностей, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства. Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект носитель властных полномочий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо, к которому применяются меры государственного принуждения и которое обязано их претерпевать.
К налоговым охранительным правоотношениям относятся прежде всего отношения, возникающие
в связи с правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.
В этих налоговых правоотношениях у государственного органа есть право применять к
правонарушителю меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогово-правовой нормы. Так, в соответствии с законодательством в случае нарушения субъектом налогового права налогового обязательства такие меры применяет налоговый орган. Одновременно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а служение государству, т.е. в широком плане выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав есть невыполнение своих задач и функций. Таким образом, в налоговом правоотношении применение мер государственного принуждения есть правообязанность компетентного органа. В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер государственного принуждения в налоговом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать, применять или отказаться от применения мер государственного принуждения.
Объектом налоговых правоотношений является то, по поводу чего или ради чего субъекты
правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта
налоговых правоотношений могут фигурировать как материальные, так и нематериальные блага.
Например, в качестве материального блага, как правило, выступают сами налоги или сборы как
обязательные взносы в бюджет.
Характеристику объектам налоговых правоотношений можно дать с помощью анализа налоговых
норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в норме налогового права и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.
Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:
- правоотношения, отделимые от материального содержания, представляют собой объекты,
которые зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени и др., - правоотношения, неотделимые от материального содержания, это объекты, которые не
зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного
абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания . К неотделимым от материального содержания объектам налоговых правоотношений относится налоговый контроль.