Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве, объект и предмет

Прокурорский надзор за органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место среди других основных направлений и является самостоятельным участком прокурорской деятельности. Согласно ст.ст.1, 29 и 30 Закона о прокуратуре, прокурорской надзор распространяется на органы дознания и органы предварительного следствия.

Таким образом, при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия объектом прокурорского надзора являются ниже перечисленные органы, а предметом надзора – законность их деятельности и принимаемых ими процессуальных решений.

Согласно ст. 40 УПК РФ (в ред. от 01.05.2016г.) к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по

осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Особо следует остановиться на органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальных и входящих в их структуру межрайонных, городских (районных) органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.

В связи с чем Министерством внутренних дел Российской Федерации приняты к производству уголовные дела, материалы рроверок сообщений о преступлениях, дела оперативного учета и другие материалы, находящиеся в производстве органов наркоконтроля.

В данном Указе также предлагается обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Таким образом, в настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию не только в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере.

2) органы Федеральной службы судебных приставов,

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов,

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы,

5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах,

6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок,

станций, сезонных полевых баз,

7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Этим же законом на органы дознания возлагается право:

1) дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (см. главу 32 УПК РФ),

2)выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. ст. 157УПК РФ),

3) осуществления иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

В соответствии со ст.151 УПК РФ к органам предварительного следствия, поднадзорным прокурорам, относятся: следователи Следственного комитета Российской Федерации, следователи органов федеральной службы безопасности, следователи органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе по расследованию уголовных дел, входивших в компетенцию следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следователи, независимо от ведомственной принадлежности, не выполняют каких-либо других функций, кроме рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях и производства предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции.

Поэтому прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного расследования охватывает всю деятельность следователей.

Предмет прокурорского надзора.

Согласно ст.29 Закона о прокуратуре РФ под предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, проведение расследования и законность решений, принимаемых органами следствия.

Для оперативного раскрытия и расследования преступлений органы предварительного расследования, при наличии предусмотренных законом оснований и с соблюдением установленного порядка, практически постоянно применяют меры процессуального принуждения, ограничивающие некоторые конституционные права и свободы человека и гражданина.

К ним можно отнести: задержание по подозрению в совершении преступления, привод, принудительное освидетельствование, изъятие образцов для сравнительного исследования, обыск и выемка предметов и документов, наложение ареста на имущество, личный обыск и другие.

Среди них особое место занимает направление деятельности, связанное с осуществлением надзора за законностью решений органов дознания и следователей о применении мер процессуального принуждения и производстве следственных действий, напрямую связанных с ограничением в той или иной степени конституционных прав и свобод граждан.

Прежде всего, к ним следует отнести:

обеспечение конституционного права задержанного или арестованного подозреваемого и обвиняемого на помощь адвоката (защитника), на соблюдение органами дознания и следователями положений ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которыми обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновности должны толковаться в пользу обвиняемого,

своевременное пресечение фактов необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения,

ежедневные проверки законности содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания (ИВС),

острое реагирование на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Пресечение случаев задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Задержание по подозрению в совершении преступления это предусмотренное законом ограничение конституционного права гражданина и человека на свободу и неприкосновенность, причем допускающееся без судебного решения и санкции прокурора.

Задержание, произведенное при соблюдении правил закона, является действенным средством пресечения преступной деятельности, создает условия для успешного расследования, поэтому на практике носит распространенный характер.

Следует отметить, что право прокурора требовать от органа следствия устранения любых нарушений уголовно-процессуального закона (УПК РФ) во многом обеспечивается возможностью получать информацию о ходе следствия, принимаемых следователем решениях и совершаемых им действиях.

В результате прокурор имеет возможность знать обо всех принимаемых следователем решениях, в том числе и о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и о производстве следственных действий, в том числе потенциально угрожающих конституционным правам и свободам личности. Это право прокурора обеспечивается возложением на следователя обязанности уведомлять прокурора о принятом им решении и направлять ему копию вынесенного постановления.

Так, ч. 3 ст. 92 УПК РФ предусматривает уведомление прокурора о

произведенном задержании подозреваемого (орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента фактического задержания).

Части четвертые ст. ст. 146 и 148 УПК РФ обязывают следователя незамедлительно направить прокурору копии постановлений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ следователь, который в не терпящем отлагательства случае произвел без судебного решения осмотр жилища, обыск и выемку в жилище, личный обыск, а также наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, должен уведомить об этом не только суд, но и прокурора, а также направить в оба адреса копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Часть 9 ст. 172 УПК РФ обязывает следователя направлять прокурору копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

Безусловно, кроме проверки законности задержания подозреваемых в совершении преступлений, прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на этапе предварительного следствия, как законность и обоснованность возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого, о продлении срока содержания под стражей либо срока следствия, о производстве обыска и выемки, о приостановлении предварительного расследования либо о прекращении уголовного дела и другие вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод граждан в ходе предварительного

расследования. 

Например, при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ).

Участие прокурора в рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения, в виде заключения под стражу обязательно вне зависимости от того, возбуждено ходатайство дознавателем с согласия прокурора либо следователем с согласия руководителя следственного органа.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, обязан излагать суду свое мнение (возможно, отличающееся от мнения следователя и его руководителя), руководствуясь лишь требованиями закона (в ред. Федерального закона от 02.12.2008 № 226-ФЗ).

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано прокурором в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 389.3 УПК РФ, в течение 3 суток со дня его вынесения.

Важное место в организации деятельности прокурора по надзору за органами предварительного расследования занимают вопросы законности содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного со-держания (ИВС) и обвиняемых в следственных изоляторах (СИЗО).

Содержание данной категории граждан в этих учреждениях регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказами: Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 23.05.2016) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»,

МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012) «Об

утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»,

ФСБ РФ от 24.03.2010 № 140 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов»,

Генпрокуратуры России от 16.01.2014 №  «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,

Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов

предварительного следствия».

Например, проверяя законность содержания подозреваемых в совершении преступления в изоляторе временного содержания, прокурор в обязательном порядке выясняет следующие вопросы:

имеется ли уголовное дело, по которому произведено задержание подозреваемого,

принято ли решение о задержании органом дознания или следователем, в производстве которого находится уголовное дело,

-имеются ли основания и мотивы для задержания подозреваемого,

-соблюден ли предусмотренный ст. 92 УПК РФ процессуальный порядок задержания подозреваемого,

выполнено ли требование ст. 96 УПК РФ об извещении не позднее 12 часов одного из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников подозреваемого о месте его пребывания под стражей.

Уведомление может быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель, следователь примет об этом решение.

Одновременно с этим надзирающий прокурор поверяет и соблюдение требований ст.33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части размещения подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания (ИВС).

При этом прокурор обязательно акцентирует свое внимание на

соблюдение требований о раздельном содержании: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

В исключительных случаях, с разрешения прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким, лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры, в отношении которых вступили в законную

силу, подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Согласно закону, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых должны содержаться:

подозреваемые и обвиняемые в совершении особо опасных государственных преступлений,

подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп,

подозреваемые и обвиняемые в совершении таких тяжких и особо тяжких преступлений, как убийство (ст. 105 УК РФ),

убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106),

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111),

заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122),

изнасилование (ст. 131),

насильственные действия сексуального характера (ст. 132),

торговля несовершеннолетними (ст. 127.1),

грабеж (ст. 161),

разбой (ст. 162),

вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 и 3 ст. 163),

террористический акт (ст. 205),

захват заложника (ст. 206),

организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208),

бандитизм (ст. 209),

организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210),

пиратство (ст. 227),

посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295),

посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317),

дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321).

Отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления при особо опасном рецидиве.

Это наиболее опасные преступники, большей частью совершившие весьма опасные насильственные преступления. Их изоляция от всех других преступников необходима. 

Иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания также содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

Безусловно, должны содержаться отдельно подозреваемые и обвиняемые, являющиеся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, военнослужащими внутренних войск МВД России, а также лица, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.

Отдельно содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в заражении ВИЧ-инфекцией, либо сами являются зараженными этой инфекцией. Их содержат отдельно как из медицинских соображений, так и из опасения расправы над ними, исходя из того что они могут заразить кого-нибудь из находящихся с ними в одной камере.

Запрещается помещение в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, арестованных в административном порядке при наличии в ОВД специального приемника для лиц, подвергнутых административному аресту.

Особое место в деятельности прокуроров по надзору за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия занимают проблемы обеспечения исполнения требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Помимо уголовно-процессуального закона действия прокурора в этом направлении деятельности регламентируются п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 08.06.2015 № 283).

Названным приказом, Генеральный прокурор обязывает прокуроров проводить систематические проверки (не реже одного раза в месяц) исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки):

1) в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной

службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (до их упразднения),

2) в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах – в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором,

3) при наличии сведений о нарушениях законов – безотлагательно.

Особое внимание обращается Генеральным прокурором РФ на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков, достоверности документов и результатов проверки сообщений.

При этом, как указывает Генеральный прокурор, необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия, правильно ли применены нормы материального и процессуального права, уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения, разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

В приказе Генерального прокурора РФ нижестоящие прокуроры обязываются в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов

Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.

Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

Наряду с этим особое внимание уделять проверке законности разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах

на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.

Следует особо остановиться и на некоторых особенностях прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания. Согласно ст.37 УПК РФ (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 30.12.2015 № 440-ФЗ, 05.06.2012 № 53-ФЗ, 04.03.2013 № 23-ФЗ) прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях,

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства,

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия,

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий,

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения,

Прокурор также вправе:

1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ,

2) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя,

3) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение,

4) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ,

5) при наличии оснований прокурор вправе возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом,

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы,

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ,

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи,

9) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного

комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи,

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу,

11) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу,

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков,

13) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Особо следует остановиться на претерпевших изменения полномочиях прокурора по надзору за органами предварительного следствия.

До изменений, внесенных в УПК РФ Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ, прокурор был вправе: при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении, отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой статьи 110 УПК РФ.

Прокурор также был вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей и дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты и др.

Между тем ныне действующая редакция ст.221 УПК РФ уже не предусматривает таких полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия.

Некоторые особенности прокурорского надзора за органами дознания.

Следует отметить, что законодатель, в некоторой степени сокращая компетенцию прокуроров в отношении органов предварительного следствия и, тем самым, повышая их процессуальную самостоятельность, усилил позицию прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, существенно расширив его полномочия в этом направлении.

В первую очередь это связано как с изменением порядка и сроков дознания, так и усилением прокурорского надзора за органами дознания и дознавателями.

Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателями достаточно подробно изложены в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 г. № 137 (в ред. от 28.12.2007г.) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

В соответствии с данным приказом прокуроры обязаны систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступления.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

При наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии, прокуроры получили право продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Для более конкретного и качественного контроля за органами дознания, Генеральный прокурор РФ обязал нижестоящие прокуратуры завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших от органов дознания.

Прокурорам в пределах, имеющихся у них полномочий и в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления, предоставлено право давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

Такие взаимоотношения прокурора и органа дознания автору учебного пособия несколько напоминают практику применения положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Подводя итог исследованию полномочий прокурора по надзору за органами дознания и дознавателями, следует отметить, что прокурор обладает довольно широким спектром полномочий, в частности, помимо перечисленных выше, в сфере исполнения требований ст. 223.1, ч. 3 ст. 91-93, ч.2 ст.10, ст. 224, ст. 97, 99, 100, ч.ч. 1-3 ст. 108 УПК РФ, только прокурор

вправе принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей,

о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, об отстранении дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела,

давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения

принудительных мер воспитательного воздействия и др., имеющие важное значение для обеспечения прав всех участников уголовного процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: