1. Сущность административно-правовых гарантий
2. Виды организационно-правовых гарантий
3. Обращения граждан
1. Сущность административно-правовых гарантий
Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:
• положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране и обладать юридической стабильностью,
• отвечать высокому уровню юридической техники,
• содержать конкретные нормы и механизмы их реализации,
• определять круг государственных органов и должностных лиц, на которых возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод,
• предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.
Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:
• в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством,
• определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще,
• любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
2. Виды организационно-правовых гарантий
Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
• судебные, то есть реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, которые возникают из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий). Дела по экономическим спорам, которые возникают из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду,
• административные, то есть реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях – обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.
Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
3. Обращения граждан
Основные виды обращений граждан:
• предложение – это привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения,
• заявление – это обращение гражданина по поводу законного интереса или реализации права, не связанного с его нарушением,
• жалоба – это обращение в государственные или другие официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.