Криминалистическое исследование письма

Криминалистическое исследование письма – подотрасль криминалистической документологии, изучающая закономерности формирования, развития и функционирования почерка и письменной речи и разрабатывающая методы их исследования в целях идентификации исполнителя (автора) рукописи и установления иных данных, имеющих значение для расследования и судебного разбирательства.

Письмо – это средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных знаков.

Основное назначение письма состоит в фиксации мысли. Для осуществления этих целей создаются специальные знаки, фиксирующие содержание мысли- слова, слоги, звуки. Знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют приобретать новые знания.

Письмо образуется за счет тесного взаимодействия интеллектуального навыка – письменной речи и двигательного навыка – почерка.

Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается (деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков).

Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык – индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, отраженная на бумаге.

Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу, еще в раннем дошкольном возрасте. Заканчивается процесс формирования письменно-двигательного навыка примерно в 20-25 лет.

Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида:

  • субъективные, обусловленные анатомическими (строение руки, длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц), психофизиологическими (восприятие письменного знака, внимание и осознание движений при обучении письму, тип нервной системы и память) особенностями обучающегося письму,
  • объективные (условия написания рукописного текста).

Отмеченные обстоятельства субъективного и объективного характера, возникающие как в процессе обучения письму в школьный период, так и при дальнейшей деятельности, влияют на образование у каждого человека индивидуального почерка.

В результате многократных повторений и упражнений письменнодвигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.

Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. Согласно этому учению в коре головного мозга образуется динамический стереотип, который становится косным, часто трудно преодолеваемым новой обстановкой и новыми раздражителями.

Принимая во внимание, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, при решении вопроса об исполнении документа необходимо установить, не было ли здесь установки на умышленное изменение привычной скорописи.

Для того чтобы идентифицировать человека по признакам письма, необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все те особенности, элементы, которые в своей совокупности позволяют установить тождество или различие. Такими показателями, с помощью которых устанавливается исполнитель (автор) рукописи, являются идентификационные признаки письма – признаки письменной речи и почерка, используемые для установления исполнителя или автора рукописного текста.

Идентификационные признаки письма делятся на 2 большие группы:

Признаки письменной речи:

В письменной речи различают: общие (характеризуют письменную речь в целом) и частные (особенности письменной речи) признаки.

К общим признакам письменной речи относятся:

Стилистические признаки – общее построение письменной речи, стиль изложения. В криминалистике рассматриваются 6 стилей изложения:

  • официально-деловой (для написания приказов, заявлений, официальных писем),
  • научный (используется специальная терминология различных отраслей знаний),
  • производственно-технический (используются специальные слова, характерные для производственной деятельности или профессии),
  • публицистический (используется в газетах, журналах, выступлениях),
  • разговорно-бытовой (в повседневном общении людей),
  • литературно-художественный (в художественных произведениях).

Лексические признаки – общая характеристика словарного запаса, которым пользуется пишущийчеловек.

Объем словарного запаса может быть:

  • обширным (богатая лексика),
  • средним,
  • ограниченным (бедная лексика).

Специфику проявления словарного состава языка пишущего определяют слова ограниченного употребления, свойственные лишь конкретному коллективу или определенной социальной группе людей. К таким словам относятся:

  • диалектизмы (слова, характерные для определенной территории),
  • профессионализмы (характерные для определенного рода деятельности),
  • арготизмы (слова и выражения с особым значением, характерным для определенных социальных групп – воров, бродяг и т.д.),
  • архаизмы (слова, вышедшие из употребления – «сие», «пиит» и др.),
  • экзотизмы (слова иноязычного происхождения, выражающие быт и национальные особенности народов: «фанза» – дом, аул – деревня и др.)

Грамматические признаки – степень овладения правилами письма на определенном языке, отражают степень соблюдения автором системы грамматических норм языка, которые имеют три уровня:

  • высокая грамотность (1-2 негрубые орфографические или пунктуационные ошибки и не более 1-2 в выборе слов или построении предложений на 5-7 страницах школьной тетради),
  • средняя (не более 2 грубых орфографических, 2 грубых пунктуационных, 3 ошибок в выборе слов или построении предложений),
  • низкая (12 и более орфографических и пунктуационных ошибок, 6 и более ошибок в построении предложений или в выборе слов).

Признаки почерка образуют вторую группу идентификационных признаков письма. Они являются наиболее важными в идентификации человека по рукописи. Признаки почерка делятся на общие и частные.

Общие признаки состоят из трех подгрупп признаков:

  • к общим признакам, отражающим пространственную ориентацию движений, относятся топографические признаки (размещение текста в целом, полей, красных строк, интервалы между словами и строками и т.д.),
  • к общим признакам, отражающим степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, относятся:
  • выработанность почерка (способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи – высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный почерк),
  • степень сложности (простой, упрощенный, усложненный почерк),
  • степень связности движений (6 букв и более – высокосвязный, 4-5 букв – среднесвязный, 2-3 буквы – низкая степень связности),
  • общие признаки почерка, отражающие структуру движений по траектории:
  • преобладающая форма движений (прямолинейная и криволинейная),
  • преобладающее направление движений (левоокружное – движения против часовой стрелки и правоокружное – по часовой стрелке),
  • наклон (правый наклон, левый наклон, без наклона и со смешанным наклоном),
  • размер почерка (определяется по высоте и подразделяется на малый (до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (более 5 мм),
  • разгон почерка, который определяется отношением протяженности движений по вертикали к протяженности движений по горизонтали и может быть: средним (расстояние между элементами письменных знаков и буквами колеблется в пределах 1/2 высоты буквы),
  • размашистым (расстояние между элементами письменных знаков и буквами больше или равно их высоте),
  • сжатым (интервал между элементами письменных знаков и буквами равен 1/2 высоты буквы или менее).

Частные признаки почерка отражают особенности письменнодвигательного навыка конкретного человека, проявляющиеся в процессе выполнения и соединения отдельных письменных знаков и их элементов. Эти признаки обладают большой степенью устойчивости к различным факторам объективного и субъективного характера. Совокупность особенностей движений, отображенных в знаках, позволяет эксперту установить исполнителя рукописи.

Можно назвать некоторые группы частных признаков почерка при выполнении отдельных букв:

Частные признаки формы движения:

  • прямолинейные и криволинейные,
  • угловатые, треугольные, ломаные, извилистые, дуговые, овальные, петлевые.

Частные признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

  • криволинейные элементы: левоокружное, правоокружное,
  • прямолинейные: сверху вниз направо, снизу вверх направо,
  • приводящее (на себя),
  • отводящее (от себя).

Сложность движений при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

  •  упрощенная,
  • усложненная (усложнение движений при выполнении определенных букв).

Протяженность движений при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

  • по вертикали,
  • по горизонтали.

Количество движений при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

  • увеличено,
  • уменьшено.

Вид соединения движений при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

  • интервальный,
  • слитный.

Относительное размещение движений (расположение точки начала движений относительно линии письма или других элементов).

Работа с документами включает:

  1. Осмотр и изучение документа.
  2. Составление розыскной таблицы.
  3. Подбор образцов.
  4. Назначение и проведение экспертизы.

Остановимся на наиболее сложных вопросах этой работы.

Почерковедческую экспертизу с целью установления исполнителя рукописи возможно успешно провести лишь при наличии достаточного количества образцов почерка и их надлежащего качества.

Требования к образцам для почерковедческой экспертизы:

  • достаточность (объем текста образца должен быть не менее 5 страниц А 4),
  • сопоставимость (в образце должен содержаться текст с тем же набором сочетаний букв, что и в исследуемом тексте, с такой же транскрипцией),
  • достоверность происхождения,
  • время исполнения образцов – как можно ближе ко времени исполнения исследуемого текста.

Образцы почерка (рукописи) принято делить на:

  • свободные,
  • условно-свободные,
  • экспериментальные.

Свободные – рукописи, выполненные предполагаемым исполнителем (автором) до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним (заявления о приеме на работу, объявления, записи в личном листке по учету кадров, личная переписка, конспекты и т.д.). Во всех случаях получения свободных образцов лицо, вынесшее постановление о назначении экспертизы письма, проводит проверку несомненности их происхождения, т.е. выполнения именно проверяемым лицом, а не кем-то другим от его имени.

Условно-свободные – рукописи, выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы (объяснения по делу, собственноручные показания и др. документы).

Экспериментальные – рукописи, выполненные проверяемым лицом специально для экспертного исследования в порядке ст. 202 УПК РФ.

Следователь должен сделать «удостоверительную» надпись на изымаемом образце почерка (на свободном от записей участке образца).

Все образцы должны быть аналогичны:

  • по языку, т.е. образцы и исследуемая рукопись выполнены на одном языке,
  • по способу и условиям исполнения (имеется в виду один и тот же материал письма, пишущий прибор, та же самая поза, темп, одинаковый тип письма, скоропись, буквы печатной формы и т.д.),
  • по характеру и целевому назначению (заявление, накладная, письмо).

Основными стадиями исследования при производстве почерковедческой экспертизы являются:

Предварительное исследование поступивших на экспертизу материалов.

Раздельное исследование документов и образцов.

Сравнительное исследование.

Оценка результатов сравнительного исследования и оформление выводов эксперта.

Почерковедческая экспертиза производится для решения задач двух видов:

Идентификационных – в целях установления:

  • исполнителя и автора рукописного текста, исполнителя подписи,
  • факта выполнения одним лицом различных текстов,
  •  факта выполнения одним лицом отдельных фрагментов текста.

Диагностических – в целях установления:

  • факта письма в необычных условиях, при необычном состоянии писавшего,
  • одновременности выполнения фрагментов текста,
  •  давности исполнения рукописи и т.д.

На разрешение почерковедческой экспертизы ставятся следующие вопросы:

  1. Кем из числа проверяемых лиц выполнен рукописный текст (фрагмент текста, запись, подпись и т.д.) в исследуемом документе?
  2. Одним или разными лицами выполнены рукописные тексты (фрагмент текста, запись, подпись и т.д.) в исследуемом документе?
  3. Лицом какого пола (мужчиной или женщиной) выполнен рукописный текст?
  4. К какой возрастной группе относится исполнитель рукописного текста исследуемого документа?
  5. При каком психофизиологическом состоянии писавшего (нормальном, болезненном, возбужденном, в состоянии аффекта, физической усталости, алкогольного или наркотического опьянения и пр.) выполнен рукописный текст исследуемого документа? (необычные условия выполнения)?
  6. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) с подражанием почерку (подписи) конкретного лица?

Следует отметить, что почерковедческая экспертиза является одной из самых сложных криминалистической экспертиз, и успех ее проведения зависит в первую очередь от полноты представленных материалов.

Кроме процессуального значения, исследование почерка играет большую роль и в розыскных целях: в частности, при наличии рукописного текста с неизвестным исполнителем составляется розыскная таблица с указанием частных признаков почерка, при помощи которых производится поиск исполнителя.

Диагностическое исследование почерка позволяет определить пол человека по следующим признакам:

  • чаще всего у мужчин отсутствует «красная строка»,
  • расположение точки начала движения при выполнении букв «а» и «д» – слева,
  • неодинаковый размер надстрочного элемента буквы «й»,

    у женщин чаще встречается средний размер надстрочного элемента буквы «й»,
  • левоокружное направление движения при выполнении надстрочного элемента буквы «й»,
  • дугообразные начальные штрихи в буквах: «и», «ш», «у», «ц», «щ».

Ровный по горизонтали почерк указывает на сильный характер, самообладание, уравновешенность.

Крупный почерк указывает на гордость, высокоразвитое чувство собственного достоинства. Мелкий изящный почерк свидетельствует об утонченности ума, мелкий грубый – об ограниченности личности исполнителя.

Закругленное написание букв – кротость, доброта. Угловатое выполнение букв говорит о суровости, резкости, конфликтности.

Усложненный изящный почерк свидетельствует о богатом художественном воображении, вычурный грубый почерк – мелочности.

Прямой (без наклона) почерк – исполнитель в своем рвении ни перед чем не остановится. Наклон влево (у правши) предполагает наличие скрытости, подозрительности.

Высокая связность свидетельствует о развитой логике исполнителя.

Кроме того, учеными установлены признаки, достоверно свидетельствующие о леворукости исполнителя:

  • справа налево исполняются «тире»,
  • второй элемент буквы «т»,
  • надстрочный элемент буквы «й». У леворуких преобладает правоокружное выполнение овальных элементов букв «а», «б», «о».

С конца 60-х годов прошлого века криминалистическое исследование письменной речи, а именно установление автора текста, оформилось в отдельный вид криминалистической экспертизы – автороведческую. Автороведческим исследованием устанавливаются:

  • авторство анонимного документа (даже напечатанного на пишущей машинке, принтере),
  • профессия, образовательный и культурный уровень,
  • происхождение автора из определенной местности и др.

Таким образом, письмо образуется за счет тесного взаимодействия интеллектуального навыка – письменной речи и двигательного навыка – почерка.

Для того чтобы идентифицировать человека по признакам письма, необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все те особенности, элементы, которые в своей совокупности позволяют установить тождество или различие. Такими показателями, с помощью которых устанавливается исполнитель (автор) рукописи, являются идентификационные признаки письма – признаки письменной речи и почерка, используемые для установления исполнителя или автора рукописного текста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: