Общественные организации (объединения) как субъекты административного права

1. Понятие общественных объединений

2. Виды общественных объединений

3. Основы административно-правового статуса общественных объединений

1. Понятие общественных объединений

Общественное объединение – это самоуправляемое, добровольное, некоммерческое формирование, которое создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Цели указываются в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно – путем объединения физических лиц, так и через юридических лиц – общественные объединения.

Общественные объединения можно охарактеризовать следующими чертами:

• образуются юридическими и физическими лицами на добровольной основе,

• не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты,

• действуют от своего имени,

• не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

2. Виды общественных объединений

В зависимости от организационно-правовых норм различаются:

• общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, которое создано на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан,

• общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, которое преследует политические, социальные и другие полезные для общества цели, поддерживаемые участниками общественного движения, – общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, других не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели,

• общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, которое ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения,

• орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью является совместное решение различных социальных проблем, которые возникают у граждан по месту жительства, учебы или работы направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания,

• ассоциации (союзы). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной сферы общественные объединения можно разделить:

• на общероссийские – это объединения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения (представительства, отделения, филиалы, организации),

• межрегиональные – это объединения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения (представительства, отделения, филиалы, организации),

• региональные – это объединения, деятельность которых согласно их уставным целям осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ,

• местные – это объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

3. Основы административно-правового статуса общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения для выполнения уставных целей имеет право:

• свободно распространять информацию о своей деятельности,

• участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, которые предусмотрены законодательством,

• проводить митинги, демонстрации, собрания, пикетирование и шествия,

• учреждать средства массовой информации и выполнять издательскую деятельность,

• представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, в том числе других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях,

• осуществлять в полном объеме полномочия, которые предусмотрены законами об общественных объединениях,

• выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти,

• участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данной общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения обязаны:

• соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными доку ментами,

• раз в год публиковать отчет об использовании своего имущества обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом,

• раз в год информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц,

• представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы,

• допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия,

• оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура РФ. Орган, который регистрирует общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах.

Контроль и надзор за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться эпидемиологическими, пожарными, экологическими и другими органами государственного контроля и надзора.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ по решению суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими федеральными законами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в установленных законодательством случаях. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: