Организационные (судоустройственные) принципы арбитражного процессуального права

1.Принцип осуществления правосудия только судом.

2.Принцип независимости судей арбитражных судов и подчинения их только закону

3. Принцип равенства всех перед законом и судом

4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел

5. Принцип гласности судебного разбирательства

6. Принцип государственного (национального) языка судопроизводства.

1.Принцип осуществления правосудия только судом.

Правосудие – это рассмотрение и разрешение судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых судебных актов.

Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип выражается в том, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.

Данный принцип также отражает наличие нескольких автономных судебных подсистем в рамках общей судебной системы России, в которой арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере хозяйственной юрисдикции по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Поэтому вряд ли необходимо выделение самостоятельного принципа автономности арбитражных судов в судебной системе России, предложенное М.Г. Митиной, поскольку самостоятельность арбитражно-судебной системы логично вытекает из указанного принципа осуществления правосудия только судом.

В соответствии со смыслом ст.118 Конституции РФ и ст.1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Рос- сии в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей.

Согласно ч.6 ст.4 АПК РФ по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается дело по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. Однако деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство судебным процессом. Такая деятельность является   по своей правовой природе формой частного правоприменения, основанной на соглашении сторон.

То же самое относится к деятельности административных юрисдикций, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете, их решения могут быть оспорены в суд (п.2 ст.11 ГК), и заинтересованные лица будут вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.

2.Принцип независимости судей арбитражных судов и подчинения их только закону (ст. 5 АПК РФ).

Согласно ст. 5 АПК РФ судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Какое- либо постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 3 ст. 5 АПК).

  • В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплены положения, направленные на обеспечение независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. 9-11 Закона).
  • К политическим гарантиям независимости судей относятся положения, которые запрещают судьям арбитражных судов быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.
  •  К экономической гарантии независимости судей относятся положения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, которые предоставляют судьям арбитражных судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.
  • К правовым гарантиям относятся, в частности, следующие положения: закрепляющие несменяемость судей, судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, 36 органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности судьи арбитражного суда, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества, личность, жилище, транспорт и корреспонденция судьи неприкосновенны.
  • Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях АПК, в частности в правилах об отводах судей , об оценке доказательств (ст.71), о тайне совещания судей (ст.167) и др.

Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей. В соответствии со ст. 7 Федерального за- кона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом РФ «О статусе су- дей в Российской Федерации», Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Интересные и вер с этим нельзя не согласиться, что в современной России создание подлинно независимого суда является задачей чрезвычайной важно- сти .

3. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ).

Согласно ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 АПК РФ данный принцип означает, что правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и су- дом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Важной процессуальной гарантией конституционного принципа равенства всех перед законом и судом является закрепленная в ч. 2 ст. 7 АПК РФ обязанность арбитражного суда обеспечивать равную су- дебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел (ст. 17 АПК РФ).

Указанный принцип представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном процессе производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе.

При этом следует различать разные составы коллегий:

1. Коллегиальное разбирательство в составе профессиональных судей.

В таком составе рассматриваются определенные категории дел в судах первой инстанции, в частности, согласно ст. 17 АПК РФ:

  • дела об оспаривании нормативных правовых актов,
  • дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение,
  • дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи,             
  • дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным су- дом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательства дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК).

2. Коллегиальное разбирательство в составе судьи и двух арбитражных заседателей.

Согласно ч. 3 ст. 17 АПК РФ с их участием рассматриваются экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, отнесенные к коллегиальному рассмотрению профессиональными судьями, все дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Рассмотрение экономических споров с участием арбитражных заседателей является реализацией конституционных положений об участии граждан в отправлении правосудия и открытости разбирательства дел во всех судах (ст. 32, 123 Конституции). При этом участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия в соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст. 1 ФЗ от 30 мая 2001г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» рассматривается в качестве их гражданского долга.

Порядок формирования списков арбитражных заседателей, их полномочия и статус в арбитражном процессе определены в Федеральном законе «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» и гл.2 АПК. Общее правило заключается в том, что коллегиально дела с участием арбитражных заседателей рассматриваются только по ходатайству какой-либо стороны дела. Специального перечня дел, которые могут быть рассмотрены только с привлечением арбитражных заседателей, не установлено.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, сформулированы в ст. 2 ФЗ от 30 мая 2001г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ». Так, арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 30 мая 2001г. списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе положений об их кандидатурах, направленных в эти суды торгово- промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС и утверждаются Пленумом ВАС.

Порядок выявления и фиксирования волеизъявления участвующих в деле лиц на рассмотрение их дела арбитражным судом с участием арбитражных заседателей определен в ст. 19 и п. 2 ч. 1 с. 135 АПК РФ. Неразъяснение лицам, участвующим в деле, их права на рассмотрение дела коллегиальным судом с участием арбитражных заседателей должно быть признано судом незаконным и безусловным основанием к отмене решения (п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

Необходимо отметить, что пока институт арбитражных заседателей находится в стадии становления, подавляющее большинство дел разрешается без их участия. Тем не менее возможность заявления ходатайства о рассмотрении дела с их участием является весьма важным демократическим правом сторон, так как коллегиальное рас- смотрение дел в большей степени гарантирует объективность, снижает субъективизм, способствует обсуждению сложных вопросов, являющихся предметом судебного разбирательства.

Регламентированный ч. 3 и 4 ст. 19 АПК порядок выбора сторонами кандидатур арбитражных заседателей является достаточно демократичным. Каждая сторона должна заявить суду о выбранной ею кандидатуре арбитражного заседателя не позднее чем за 10 дней до начала судебного разбирательства.

Данное правило имеет двоякий смысл. Столь жестко определенные сроки выбора кандидатуры арбитражного заседателя призваны не допустить злоупотребления сторонами их процессуальными правами. Ведь указание кандидатуры арбитражных заседателей в иные сроки, например непосредственно перед днем судебного заседания или даже в судебном заседании, чревато срывом процесса.

Не менее важно учитывать и обстоятельства, связанные с занятостью потенциальных арбитражных заседателей, возможным отсутствие их в данный момент в месте рассмотрения дела и т.п. Лишь известив заранее арбитражных заседателей о предстоящей им почетной миссии, судья и стороны могут рассчитывать на их участие в процессе.

Если сторона в указанный законом срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру. Однако желательно, чтобы без край- ней необходимости суд не занимался самостоятельным определением кандидатур арбитражных заседателей.

Окончательно вопрос о допущении к рассмотрению дела вы- бранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешается председательствующим в судебном заседании после заслушивания ходатайств сторон и мнений другой стороны и иных лиц, участвующих в деле, по поводу заявленной кандидатуры (ч. 1 ст. 59 АПК РФ).

В частности, при этом председательствующий должен проверить, не имеется ли установленных п.п. 1-4ч. 1 ст. 21 АПК РФ обстоятельств, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела.

При установлении таких обстоятельств председательствующий мотивированным определением отказывает в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. Одновременно он предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру.

Сформулированные в ч. 5 и 6 ст. 19 АПК РФ правила о том, что при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи и что при рассмотрении и принятии судебных актов, судья и арбитражный заседатель пользуются равными процессуальными правами, являются не вполне точными. В ч. 7 ст. 19 АПК РФ содержится оговорка о том, что арбитражный заседатель не 41 может быть председательствующим в судебном заседании. Следовательно, арбитражные заседатели не обладают многочисленными процессуальными полномочиями, связанными с руководством судебным заседанием (ч. 2 ст. 153 АПК РФ).

Во всех остальных случаях, если дело не отнесено к коллегиальному рассмотрению, оно разрешается единолично судьей. В случаях, когда судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.

Кроме того, коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей рассматриваются дела апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, если иное не установлено АПК РФ.

5. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 11 АПК).

Принцип гласности провозглашается в ст. 123 Конституции РФ и получает дальнейшее развитие в ст. 11 АПК РФ, согласно которой разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Публичный характер судопроизводства в арбитражных судах подчеркивается и в ч. 2 ст. 2 АПК РФ.

В соответствии с п. 8 Регламента арбитражных судов РФ поря- док пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда. Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а так- же подтверждение порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Закрытое судебное заседание обязательно проводится в случаях, если при открытом разбирательстве будет разглашена государственная тайна, и в иных случаях, указанных в федеральном законе. В данном случае главным является использование в качестве доказательственной информации сведений, относящихся к государственной тайне. Поэтому закрытое судебное заседание проводится по инициативе как суда, так и любого из лиц, участвующих в деле.

В остальных случаях проведение закрытого заседания проводится только по ходатайству лица, участвующего в деле, и в случае приведения им доказательств того, что в таком заседании может быть разглашена коммерческая, служебная или иная охраняемая законом (например, нотариальная) тайна. Удовлетворение ходатайства произ- водится по усмотрению суда.

Сведения, составляющие государственную тайну, перечислены в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне». Например, государсвенную тайну составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники:

  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов, 
  • об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства, 
  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства,
  • об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ).

Для понимания пределов действия правил о государственной тайне важно исходить из положений Определения Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002г. арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.

Понятие информации, содержащей служебную или коммерческую тайну, дано в ст.139 ГК. К ней относится информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на за- конном основании, и обладатель информации принимает меры к ох- ране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами.

Как видно, в ГК определение коммерческой и служебной тайны дается достаточно оценочно и путем отсылки к другим нормативным правовым актам. Прежде всего, следует указать Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004г. № 98-ФЗ1 , который в ст. 5 указывает на то, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры,

содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности,

о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов,

 о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом,

 о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест,

 о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам,

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений,

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности,  о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации,

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица,

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными за- конами.

Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, утвердивший Перечень сведений конфиденциального характера. Целый ряд федеральных законов обязывает участников гражданского оборота раскрывать определенную информацию, и, следовательно, она не может относиться к конфиденциальной информации, в частности Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» (ст.30), «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ст.6) и др.

В зависимости от характера не подлежащих разглашению сведений в закрытом режиме может проходить все судебное разбирательство или его часть. О рассмотрении дела в закрытом судебном засе- дании судом выносится определение.

Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

6. Принцип государственного (национального) языка судопроизводства.

Согласно ст. 12 АПК судопроизводство в арбитражном суде ведется только на русском языке государственном языке Российской Федерации. Это является специфической особенностью арбитражно- го процесса.

Однако участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами 45 дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения. Эти положения являются продолжением положений, содержащихся в ч. 1 ст. 68, ч. 2 ст. 26 Конституции РФ и ч. 3 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ». Поэтому правила о языке судопроизводства в ст. 12 АПК РФ отличаются от содержания правил ст. 8 АПК 1995г., соответствуя приведенным положениям ФКЗ «О судебной системе» и Конституции РФ.

Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: