Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов определены ст. 22 Закона о прокуратуре РФ. При наличии информации о нарушениях законов прокурор имеет право проверять их исполнение.
Проверка может коснуться не только конкретных фактов, но и
выйти за их рамки, если у прокурора появляются основания сделать вывод о распространенности, систематичности случаев правонарушений в деятельности проверяемого министерства, ведомства, государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц.
В соответствии с вышеназванной статьей Закона о прокуратуре РФ прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
При этом прокурор вправе потребовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений,
выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В случае необходимости вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор может требовать проведения самими министерствами и ведомствами проверок, ревизий подведомственных им учреждений (органов) по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям.
Такие же требования, обязательные для исполнения, могут быть адресованы и контролирующим организациям, уполномоченным выявлять нарушения законов на подконтрольных им объектах.
Должностные лица, поднадзорных прокуратуре органов, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
По выявленным нарушениям прокурор или его заместитель по основаниям установленным законом при обнаружении признаков преступления может и должен вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, вправе свои постановлением возбудить производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон,
к иной установленной законом ответственности, объявить предостережение о недопустимости нарушения закона, освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов,
а также опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными и вносить представления об устранении нарушений закона.