1.Стадия арбитражного процесса
2.Задачи судопроизводства в арбитражных судах
3.Функции арбитражных судов
Под арбитражным процессом необходимо понимать установленный процессуальным законом порядок деятельности арбитражного судов, лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, а также органов исполнения судебных постановлений.
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и раз- решением конкретного дела .
Арбитражный процесс это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляющая со- бой определенную последовательность процессуальных действий арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела .
Из всех вышеназванных определений вытекают следующие при- знаки арбитражного процесса:
- одним из его субъектов обязательно является арбитражный суд,
- действия, которые совершаются судом и участниками процес- са, суть юридические, арбитражные процессуальные действия,
- предметом, объектом арбитражного процесса являются дела, подведомственные арбитражным судам.
Стадия арбитражного процесса – определенная логически завершенная его часть, состоящая из взаимосвязанной системы процессуальных действий, направленных на достижение конкретной процессуальной цели.
Арбитражный процесс состоит из шести стадий:
- производство в арбитражном суде первой инстанции (включающее возбуждение дела, подготовку дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство с вынесением решения либо заключительного определения),
- апелляционное производство,
- кассационное производство,
- производство по пересмотру постановлений арбитражного суда в порядке надзора,
- производство по пересмотру постановлений арбитражного суда по новым и вновь открывшимся обстоятельствам,
- исполнительное производство.
Поскольку этапы, или стадии арбитражного процесса (за исключением производства в арбитражном суде первой инстанции) чередуются не всегда последовательно, их иногда называют циклами.
В процессуальной литературе порой проводится более дробное деление стадий арбитражного процесса. В частности, дополнительно выделяются стадии принятия заявления к производству арбитражного суда, подготовки дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство. Однако по мнению А.Т. Боннера подобное деление вряд ли оправданно в силу того, что подача и принятие заявления судьей арбитражного суда, а также подготовка дела к судебному разбирательству имеют не самостоятельное, но лишь вспомогательное, промежуточное значение для достижения более значимой цели – рас- смотрения и разрешения дела по существу.
Основные положения, характерные для гражданской процессуальной формы, в той же степени присущи и арбитражной процессуальной форме, что лишний раз подчеркивает такое ее качество, как универсальность, способность быть применимой для разрешения самых различных категорий дел, возникающих из отношений гражданского оборота и публичных правоотношений. АПК РФ существенно развил и дифференцировал арбитражную процессуальную форму, обеспечив больший учет специфических черт отдельных категорий дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах
В настоящее время задачи арбитражных судов, в целом, можно разделить на две группы:
- свойственные всем арбитражным судам,
- возложенные только на Верховный Суд РФ.
Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК РФ:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федера- ции, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере,
- обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
- справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом,
- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
- формирование уважительного отношения к закону и суду,
- содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
- Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также за- щита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.
По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в статье 2 АПК РФ круг задач существенно расширен, вместе с тем, в конечном, счете, все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как главной цели правосудия и результата функционирования судебной системы.
Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер. Новыми по существу являются вторая и третья задачи (ст. 2 АПК РФ), поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы (п.1 ст.6 Европейской конвенции о правах человека). Все приведенные в ст. 2 АПК РФ задачи осуществляются арбитражным судом каждого уровня своими только ему присущими полномочиями.
Основная задача производства в арбитражных судах это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении. В настоящее время, по смыслу ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28.04.1995г. № 1-ФКЗ, Верховный суд РФ, не входит в систему арбитражных судов, однако он курирует, контролирует и координирует работу арбитражных судов, поэтому нельзя не сказать о том, что на Верховный Суд РФ также возложены следующие полномочия (ч. 7 ст. 2 ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации»):
- в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения,
- разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации,
- публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
- Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения (ч. 6 ст. 2 ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации»).
Из указанных полномочий вытекают следующие задачи, которые стоят перед Верховным судом Российской Федерации:
- изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами,
- давать разъяснения по вопросам судебной практики,
- подготавливать предложения по совершенствованию законо- дательства при реализации права законодательной инициативы,
- вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе, в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).
Функции арбитражных судов следующие:
- разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. осуществление экономического правосудия,
- предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере,
- сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности.