Понятие и виды налогово-правовых норм

Налогово-правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и

представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений.

Структура нормы налогового права разделяется на три компонента:

  • гипотезу,
  • диспозицию,
  • санкцию.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть налоговые

правоотношения, и указывает на участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.

Диспозиция сердцевина нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники

налоговых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.

Санкция это мера ответственности, применяемая к нарушителям налогово-правовых норм. К

санкциям относятся пени, штрафы и т.д.

Классификация налогово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида:

  1. регулятивные налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения,
  2. охранительные налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного

    принуждения к лицам, нарушившим законодательство о налогах и сборах.

В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на:

  • обязывающие содержат предписания и обязывают участников налоговых отношений совершить определенные действия,
  • управомочивающие предоставляют участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения (как правило, этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель),
  • запретительные предписывают участникам налоговых отношений воздерживаться от

    определенных действий.

Главная особенность налогово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам и гражданам правила поведения по соблюдению законодательства о налогах и сборах.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные

налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и

равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность

налогоплательщика к уплате налога.

Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые

акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Так, срок вступления в силу актов законодательства:

  • о налогах определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального

    опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу,
  • о сборах определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального

    опубликования.

Действие нормативного акта в пространстве и по кругу лиц также определяется датой вступления нормативного правового акта в силу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов

муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Нормы налогового права распространяются на все субъекты гражданского права, если в

соответствующем акте (норме права) не установлено иное.

По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

  • организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками

    сборов,
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами,
  • налоговые органы,
  • таможенные органы.

Все названные участники наделены налоговым законодательством определенными правами и

обязанностями и потому способны выступать реальными участниками (субъектами) правовых

отношений, регулируемых нормативными актами о налогах и сборах.

В ст. 9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные

организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления

налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.

В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение

действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся практики, можно

сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо истечения срока действия закона.

Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4

Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Регулирование налоговых отношений в данной сфере осуществляется только в пределах, установленных актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.

Конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи

каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких

обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях

чрезвычайного положения, тем самым устанавливая, что закон не имеет обратной силы.

Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,

устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления.

Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.

Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных

договоров, оговоренные в ст. 7 НК РФ.

Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Нормативные акты о налогах и сборах распространяются:

  • во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти,
  • во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения,

    складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности,
  • в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной

    власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.

Таким образом, можно сделать вывод, что действие нормативных правовых актов в пространстве

позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: