Порядок формирования и организация деятельности избирательных комиссий

В настоящее время к институту избирательных комиссий привлекается внимание исследователей. Особенно интересны работы А.В. Иванченко. Вопросы теории, истории и организации деятельности избирательных комиссий затрагиваются в ряде работ и других авторов, в том числе в монографических исследованиях А.В. Белоновского, В.Н. Белоновского, В.И. Васильева, Ю.А. Веденеева, А.В. Вешнякова, А.Е. Постникова, в научно-практических комментариях законов и в учебных пособиях.

Важным фактором гарантий прав избирателей является конституционное обеспечение сближения норм отечественного законодательства с нормами международного права, в частности в вопросах правого регулирования избирательного процесса, функционирования избирательной системы в целом. В этом плане можно отметить ряд работ А.А. Вешнякова.

На сегодня понятие «избирательная власть» не является легальной дефиницией, во всяком случае, среди основных терминов Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 данное понятие отсутствует. Но, тем не менее, в подотрасли избирательного права этот институт, несомненно, существует.

Категория избирательной власти была введена в понятийный аппарат подотрасли бывшим первым Председателем ЦИК РФ Н.Т. Рябовым, затем получила теоретическое обоснование в работах Ю.А. Веденева.

Нормами института избирательной власти регулируются видовые общественные отношения, связанные с важнейшим организационным моментом обеспечения выборного процесса в стране. Правда, у студентов и исследователей вызывает затруднение определение места этой «избирательной власти» в системе разделения властей, поскольку она не вписывается ни в одну из ветвей власти, указанных в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Но в данном случае мы, наверное, сталкиваемся с фактором «деуниверсализации» принципа разделения властей, который не может быть всеохватывающим, а регулирует проблему именно на уровне принципов, оставляя конкретное наполнение реалиям и особенностям функционирующей в стране правовой системы.

Избирательную власть в стране, главным образом, составляет система избирательных комиссий различного уровня, обеспечивающая проведение избирательной кампании и формирование представительных органов власти. В самом общем виде эта система закрепляется в главе IV Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Проведение выборных кампаний обеспечивают Центральная избирательная комиссия, 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (с 2006 г. – 88, в дальнейшем произойдет еще некоторое уменьшение их числа в связи с укрупнением субъектов Российской Федерации), 225 окружных (с декабря 2006 года окружных избирательных комиссии не будет на федеральном уровне в

связи с переходом, в соответствии с вводимым в действие новым за- коном «О выборах депутатов Государственной Думы», на формирование Госдумы только на основе пропорциональной избиратель- ной системы в рамках единого федерального округа), 2700 территориальных (районных, городских и других) и более 95 тысяч участковых избирательных комиссий.

Состав членов избирательных комиссий приближается к од- ному миллиону. Если учесть, что в выборах, например, в Государственную Думу в декабре 1999 года принял участие 67 миллионов избирателей (62% от внесенных в избирательные списки), 5800 кандидатов, 89 общероссийских политических общественных объединений, ход избирательной кампании отражали более 3 тысяч телерадиокампаний и периодических печатных изданий, общественный контроль за выборами осуществлял почти миллион российских и около 1200 иностранных наблюдателей из 58 стран и 105 международных организаций, на всех этапах избирательной кампании применялась система ГАС «Выборы» – то можно себе представить объем работы, проведенной в рамках избирательной власти.

Не менее интенсивно, естественно, проходили выборы и в по- следующие годы. Так, допустим, в выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года приняли участие 69 млн. избирателей, на 500 избирательных участках в Москве и Санкт-Петербурге были использованы 1100 автоматизированных комплекса обработки избирательных бюллетеней. На выборах депутатов Госдумы в 2003 году только в Информационном центре при ЦИК РФ было аккредитовано более 1300 журналистов, представляющих 67 российских и 152 иностранных средств массовой информации из 41 страны.

Кроме этого, проводилась большая нормотворческая работа по совершенствованию правового регулирования выборного процесса. Так, ЦИК России направил в другие комиссии десятки инструкций, принимала непосредственное участие в инициировании поправок и дополнений в ряд действующих федеральных законов, не без участия ЦИК разрабатывались и принимались новые, например, Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

Следует отметить, что на действия избирательных комиссий со стороны кандидатов в депутаты и избирателей направляется не один десяток жалоб в региональные судебные инстанции. Так, в 1999 году более чем в двадцати субъектах судами были отменены неправомерные решения отдельных избирательных комиссий.

Верховный Суд РФ рассмотрел 50 жалоб на решения и действия ЦИК России, 6 из них были удовлетворены. 130 обращений участников избирательного процесса поступило в Рабочую группу самой ЦИК. По ее предложению, ЦИК приняла 96 постановлений. Следует отметить, что против самих членов избирательных комиссий было возбуждено 6 уголовных дел.

В избирательную кампанию по выбору депутатов Госдумы в 2003 году судами было рассмотрено 2747 дел. Только прокурорами было возбуждено 337 административных производств и еще около 200 – избирательными комиссиями. Было выявлено около трех тысяч правонарушений, возбуждено 103 уголовных дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: