Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие типы товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Естественные монополии характеризуются следующими признаками:
удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства,
товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
В Российской Федерации естественная монополия установлена в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,
транспортировка газа по трубопроводам,
услуги по передаче электрической и тепловой энергии,
железнодорожные перевозки,
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов,
услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Методы регулирования естественных монополий:
ценовой,
неценовой. Кроме того, ценовой метод регулирования естественных монополий — это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом считается Федеральная служба по тарифам.
Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, считается ФЗ «О естественных монополиях».