Сельскохозяйственные организации могут пользоваться недрами в различных целях, наиболее востребованными из которых являются строительство подземных, не связанных с добычей полезных ископаемых сооружений (различного рода подземных хранилищ), добыча общераспространенных полезных ископаемых (как правило, это строительные материалы: глина, песок, гравий и т.д.). Кроме того, законодательством о недрах регламентируется и порядок добычи (использования) подземных вод.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О недрах» установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения относится к полномочиям субъектов РФ.
Субъекты РФ обладают и другими полномочиями, связанными с указанными видами недропользования, в частности, они составляют территориальные балансы запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведут учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
формируют совместно с Российской Федерацией региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделяют участки недр местного значения,
проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Органы местного самоуправления также наделены компетенций, в которую в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О недрах» входит:
предоставление соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ст. 18 Закона РФ «О недрах»,
контроль заработамипо использованию и охране недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Полномочия Российской Федерации в указанной сфере отношений согласно ст. 3 Закона РФ «О недрах» сводится к: установлению общего порядка пользования недрами и их охраны, разработки соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,
составлению государственного баланса запасов полезных ископаемых,
государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых,
государственная регистрация работ по геологическому изучению недр,
осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения и др.
Пункт 9 ст. 4 Закона РФ «О недрах» корреспондирует ст. 18 Закона, в соответствии с которой порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания возникновения права недропользования указаны в п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».
Законы, регулирующие отношения по установлению порядка предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения приняты в большинстве субъектов РФ.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров,
также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В отличие от ст. 18, норма ст. 19 Закона связывает цели недропользования с удовлетворением собственных, а не предпринимательских нужд титульных владельцев земельных участков.
В развитие ст. 19 Закона принимается региональное законодательство, предусматривающее разнообразные процедуры получения разрешительных документов и устанавливающие различные требования, предъявляемые к владельцам земельных участков пользователям недр.
Например, законодательство Карачаево-Черкесской Республики ограничивает объем добычи общераспространенных полезных ископаемых титульными владельцами земельных участков до 100 куб. в год, а количество водозаборных сооружений не может быть более одного.
Законодательством Томской области установлен запрет на реализацию и любую иную передачу сторонним потребителям общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод либо товаров, созданных с их использованием, из чего можно сделать вывод, что владельцы земельных участков,
в том числе сельскохозяйственные организации вправе производить из добытых полезных ископаемых строительные материалы (например, организовывать производство кирпича, используя его в последующем для строительства или добывать без ограничения по объему – соответствующие требования предъявляются лишь к глубине разработок и способу добычи щебня для строительства внутрихозяйственных дорог и др.).
По-иному указанные отношения регулируются в Московской области, где под своими нуждами понимаются потребности владельца земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
Нормативные правовые акты ряда субъектов Российской Федерации закрепляют порядок получения разрешений на недропользование, предусмотренный ст. 19 Закона РФ «О недрах».
По законодательству Ставропольского края, например, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков до начала работ, обязаны получить:
1) в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:
а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:
разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых,
заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе,
б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения,
2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины