Имущество хозяйствующего субъекта весьма неоднородно по своему составу. Используемые экономической и юридической наукой критерии классификации позволяют выделить различные виды имущества.
С экономических позиций имущество можно разделить на средства труда и предметы труда. Юридико-экономическим является деление имущества на оборотные и внеоборотные активы. В силу ст. 130 ГК выделяют движимое и недвижимое имущество. Классификация имущества может быть произведена и по другим основаниям (например, в зависимости от оборотоспособности).
Наличие у разных видов имущества специфических свойств определило необходимость закрепления в нормативных правовых актах особенностей их правового режима. Например, законодательством установлен регистрационный режим прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, можно говорить об общемправовом режиме имущества сельскохозяйственных организаций (режим собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) и о специальномправовом режиме отдельных видов имущества.
Специальный правовой режим может устанавливаться в отношении:
- отдельных видов имущества, выделяемых по экономическим и (или) юридическим признакам,
- фондов, когда имущество обособляется и учитывается по особым правилам,
- капиталов и резервов, формируемых в страховых и иных целях, когда закон требует либо допускает их создание.
Установление единых правил в отношении правового режима отдельных видов имущества, фондов, капиталов, резервов объясняется в первую очередь публичными интересами, заставляющими унифицировать данные нормы в целях:
создания однотипного решения вопросов налогообложения,
формирования единых институтов осуществления предпринимательской деятельности (например, одинакового правового значения уставного капитала, резервного фонда и др.),
ведения организациями учета имущества по единым правилам для того, чтобы можно было контролировать исполнение обязательств перед государством.
Имущество и обязательства организации отражаются в бухгалтерском балансе. Он характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
Баланс представляет собой данные о хозяйственных средствах организации, именуемых активами, и их источниках пассивах. К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе. В законодательстве используется также понятие «чистых активов» (например, для оценки степени ликвидности организации).
Чистые активы это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, применяемых к расчету, суммы его пассивов, применяемых к расчету.
При исчислении величины чистых активов организации в настоящее время руководствуются порядком, изложенным в приказе Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/ПЗ «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».
В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, долгосрочные (подлежащие погашению более чем через 12 месяцев) и краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность и др.
Соблюдение правил учета активов и пассивов организации имеет важное значение, поскольку их соотношение характеризует имущественное и финансовое положения сельскохозяйственной организации.
Состав и правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций.
Состав имущества сельскохозяйственных организаций представляет собой совокупность основных и оборотных средств, нематериальных активов, а также капиталов, фондов и резервов.
Понятие и виды недвижимого имущества, правовой режим недвижимости. Действующее законодательство уделяет весьма значительное внимание правовому регулированию отношений, складывающихся по поводу недвижимого имущества.
Порядок его использования, основания возникновения прав, допустимые способы и пределы распоряжения указанным имуществом определены, в частности, нормами ГК РФ (ст. 130-132, гл.17), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации недвижимости), Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах».
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Так, согласно ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
При этом порядок осуществления указанных действий устанавливается компетентными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Воздушное пространство над земельным участком используется его собственником в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».
Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, определены правилами гл. IV ЗК РФ, в соответствии с которым к таким правам отнесены: право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды, право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), право безвозмездного срочного пользования.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, автономным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до 30 октября 2001 г., сохраняется.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В пожизненное наследуемое владение после 30 октября 2001 г. земельные участки не предоставляются. Однако указанное право сохраняется за гражданами, приобретшими его до названной даты.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном владении, имеют право приобрести их в собственность.
Правом ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитутом) могут быть обременены как право собственности на земельный участок и иное вещное право на него, так и обязательственные права на земельный участок (право аренды или право безвозмездного срочного пользования).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из: из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям на основании акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на срок не более чем один год,
из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора,
из земель организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков, гражданам в виде служебного надела.
Правовой режим участков недр определен нормами, содержащимися в Законе РФ «О недрах» и Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции». Под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а вопросы радения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Однако права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Пользование участками недр осуществляется на основании лицензии.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Правовой режим водных объектов определен нормами, содержащимися в Водном кодексе РФ. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением следующего случая.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Физические и юридические лица, в том числе предприниматели, приобретают право пользования поверхностными водными объектами (проливами, заливами, бухтами, лиманами, реками, ручьями, каналами, озерами, прудами, обводненными карьерами, водохранилищами, болотами, родниками, гейзерами, ледниками, снежниками и др.) на основании договора водопользования или решения Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ) и не противоречит существу договора водопользования.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в Государственном водном реестре.
Правовой режим лесов определен нормами, содержащимися в Лесном кодексе Российской Федерации (ЛК РФ). Под лесом для целей их использования, охраны, защиты и воспроизводства понимается экологическая система или природный ресурс.
В гражданском (коммерческом) обороте участвуют лесные участки, под которыми законодатель понимает земельные участки в границах, определенных согласно правилам лесоустройства и учтенных в Государственном земельном кадастре.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Лесные участки могут находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных законом.
Правилами ЛК РФ предусмотрен институт договора купли-продажи лесных насаждений, регламентирующий продажу лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений проводятся по правилам, установленным гл. 8 ЛК РФ.
Правовой режим зданий и сооружений определен, в частности, нормами, содержащимися в ГК РФ (гл. 17, 18, § 4 гл. 34), Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ), Градостроительном кодексе Российской Федерации, Законе о регистрации недвижимости, а также правилами ряда подзаконных актов.
Под зданием понимается архитектурно-строительный объект, назначением которого является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей.
Различают жилые и нежилые здания. Жилое здание здание, предназначенное для постоянного проживания людей (жилой дом), а также для проживания людей в течение срока работы или учебы (общежитие).
В зависимости от длительности проживания жилые здания делятся на квартирные дома, общежития и гостиницы. Нежилое здание здание, предназначенное для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санаторных, коммунально-бытовых, административных и других (кроме постоянного проживания) целях.
Под сооружениями понимаются инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Приведенные выше определения далеко не единственные в своем роде, поскольку существует весьма значительное количество отраслевых норм и правил, в которых указанные понятия обретают иное звучание и иную смысловую нагрузку.
Еще больший разнобой в понятиях зданий и сооружений имеет место в юридической литературе. Здания и сооружения могут находиться в собственности и на ином вещном праве у юридических и физических лиц, выступать предметом договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования.
Наряду со зданиями и сооружениями в качестве самостоятельных недвижимых вещей признаются жилые и нежилые помещения (ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).
Режим жилых помещений подчинен правилам, содержащимся в ЖК РФ и гл. 18 ГК РФ. Что касается режима нежилых помещений, то этот вопрос действующим законодательством однозначно не урегулирован, и прежде всего вследствие отсутствия единого понимания самого термина «нежилое помещение».
Нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, являющиеся элементами общего имущества, находятся в режиме общей долевой собственности.
Нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, не относящиеся к общему имуществу, могут находиться на любом вещном праве, равно как и служить предметом обязательственных правоотношений, например предметом договора аренды.
Наиболее спорным остается вопрос о режиме нежилых помещений, расположенных в нежилых зданиях. В литературе на этот счет существует множество точек зрения от отрицания самостоятельности нежилого помещения как объекта права до отождествления нежилого помещения с самим зданием, в котором оно расположено.
Для упорядочения коммерческого оборота нежилых помещений имеет значение Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1.06.2000 г. № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений», в котором отмечается, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно расположено, но неразрывно с ним связанным.
В этой связи к договорам аренды нежилых помещений должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК, согласно которому договор аренды указанных помещений, заключенный на срок до одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с п.1 ст.433 ГК.
Правовой режим объектов незавершенного строительства подчиняется правилам, определяющим режим недвижимых вещей (п.1 ст.130 ГК).
Согласно подп.10 ст.1 Градостроительного кодекса под объектом незавершенного строительства, именуемым также объектом капитального строительства, понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, именуемый также как создаваемый объект недвижимого имущества, осуществляется по правилам, предусмотренным ст.25 Закона о регистрации недвижимости.
При регистрации объектов незавершенного строительства следует руководствоваться указанием, содержащимся в п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 г. № 59, в соответствии с которым право собственности на объект недвижимости, не завершенный строительством, подлежит государственной регистрации только в случае, если он не является предметом действующего договора строительного подряда, и при необходимости собственнику совершить с ним сделку.
В письме также отмечено, что до регистрации права собственности на объект незавершенного строительства последний не может выступать предметом сделок, например не может быть продан с публичных торгов в порядке исполнительного производства.
Правовой режим предприятия как имущественного комплекса предопределен правилом абз. 2. п. 1 ст. 132 ГК РФ, согласно которому предприятие в целом признается недвижимостью.
Ключевой особенностью указанной недвижимости является то, что в ее состав входит все имущество, предназначенное для предпринимательской деятельности, а не только собственно вещи (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т. п.).
При этом предприятие будет считаться недвижимостью и в случае отсутствия в составе имущественного комплекса недвижимых объектов, например земельного участка, здания.
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и иных сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением гражданских прав. Особенности государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним определены в ст. 22 Закона о регистрации недвижимости.
Основные фонды это материально-вещественные ценности, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией и которые длительное время участвуют в производственном процессе и постепенно, по мере физического и морального износа, переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции (работ и услуг). С экономических позиций основные фонды относятся к средствам труда.
Кроме того, законодательство о бухгалтерском учете и отчетности для квалификации основных средств использует и юридический критерий.
Во-первых, они используются в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Во-вторых, это предметы стоимостью на дату приобретения более 100-кратного размера установленного законодательством минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам.
К основным средствам согласно ст.46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998г. (с изменениями и дополнениями) относятся:
здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.
В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Перечень основных фондов содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94). Характерно, что названный Классификатор выделяет две группы основных фондов: материальные (основные средства) и нематериальные (секреты производства, торговые знаки, патенты др.).
По существу, в состав нематериальных фондов Классификатор включил нематериальные активы.
Это подтверждается прямым указанием во введении Классификатора: к нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.
Таким образом, в законодательстве и на практике (наряду с понятием «основные фонды») используется термин «основные средства». Уже несколько лет на страницах юридической литературы не угасает спор о существовании двух этих понятий. Распространено мнение о том, что основные средства это основные фонды в денежном выражении. Согласно иной точке зрения данные понятия являются синонимами.
Основные фонды есть материально-вещественные ценности, а основные средства собирательное понятие, включающее основные фонды и денежные средства, находящиеся у организации для образования фондов (в том числе денежная оценка основных фондов). В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в арендованные объекты основных средств.
Правовой режим основных фондов особо проявляется в правилах бухгалтерского учета имущества, погашения его стоимости, списания и переоценки. Так, основные фонды сельскохозяйственных организаций принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, однако в бухгалтерском балансе они отражаются по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов).
Сельскохозяйственная организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной илитекущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации. Амортизация представляет собой процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме есть амортизационные отчисления, которые отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
В Российской Федерации применяются единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земельные участки и объекты природопользования).
В отличие от основных фондов, участвующих в производстве длительное время, оборотные фонды переносят свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги), как правило, в одном производственном цикле. Причем оборотные фонды нередко утрачивают свои физические, химические и другие свойства. Поэтому не случайно с экономической точки зрения средства в обороте относятся к предметам труда.
При характеристике оборотных средств надо учитывать и юридический критерий: срок полезного использования и стоимость за единицу изделия. В состав средств в обороте входят: материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ресурсы), дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.
Таким образом, в очередной раз сталкиваемся с использованием разных терминов «оборотные фонды», «средства в обороте» для обозначения конкретного явления (объекта). Правовой режим оборотных средств определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (с изменениями и дополнениями от 26.03.2007 г.), иными правовыми актами.
Так, материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
В свою очередь, при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО), себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией, исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
Нематериальные активы вид имущества организации. В законодательстве отсутствует определение понятия, однако можно найти перечень признаков, характеризующих нематериальные активы.
Пункт 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. №153н, устанавливает следующие признаки (для целей данного Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов) нематериальных активов:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации),
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации патенты и так далее,
в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов,
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев,
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев,
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена,
ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
Причем важно, чтобы все указанные условия существовали единовременно.
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель,
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных,
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем,
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, исключительное право патентообладателя на селекционные достижения (п. 4 ПБУ 14/2007).
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или в части).
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Такой же перечень нематериальных активов содержится в пункте 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее – НК). Но в нем можно обнаружить и такой объект нематериальных активов, как владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
И хотя определение нематериальных активов сформулировано в целях налогообложения, тем не менее, указанное добавление имеет большое значение. С точки зрения Налогового кодекса к нематериальным активам отнесены права на ноу-хау, коммерческие идеи и другую информацию.
Правовой режим нематериальных активов значительно «тяготеет» к режиму основных средств. Более того, Классификатор основных фондов (ОК 013-94) рассматривает нематериальные активы в качестве разновидности основных фондов.
Это означает, что нематериальные активы, включая и результаты интеллектуальной деятельности, представляют собой (с точки зрения законодательства о бухгалтерском учете) основные фонды организации.
Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
В первую очередь следует определить правовой режим собственного капиталаорганизации. Собственный капитал организации состоит из уставного (складочного) капитала, паевого фонда, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов.
Уставный (складочный) капитал, паевой фондпредставляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, паевых взносов, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации.
Порядок формирования уставного (складочного) капитала, паевого фонда определен нормами Гражданского кодекса РФ применительно к каждому виду организационно-правовой формы юридического лица.
Так, ст. 90 ГК определяет, что уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности оплаты доли в уставном капитале общества, в том числе путем зачета требований к обществу. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину.
Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. Последствия нарушения этой обязанности определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Правила о формировании уставного капитала детализируются нормами специального законодательства. Например, согласно ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Общество размещает обыкновенные акции, один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.
При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными.
Правила формирования уставного капитала общества с ограниченной ответственностью представлены в статьях 14-16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.).
Уставный (складочный) капитал делится на доли, соответствующие вкладам участников. Такое деление не ведет к возникновению отношений долевой собственности.
Собственником всего имущества коммерческих и некоммерческих организаций (кроме унитарных предприятий и учреждений), в том числе и собственником имущества, внесенного в уставный капитал при создании юридического лица, становится сама организация.
Однако правопреемство не возникает, когда в качестве вклада в уставный капитал передается право пользования имуществом. В этом случае право собственности сохраняется у учредителя. На это положение было обращено внимание в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Уставный капитал величина условная. Это денежная оценка совокупности вкладов, которые были внесены участниками. Доля участника общества должна соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Размер доли участника определяется в процентах или в виде дроби.
Эти доли важны для определения размера дохода участника. В зависимости от доли в уставном капитале в обществах определяется размер ликвидационной квоты при ликвидации организации, а также статус участника, акционера, «вес» голоса участника в управлении делами, если иное не предусмотрено законом или договором. В целом можно сказать, что доля в уставном капитале определяет объем прав участника (акционера).
В хозяйственных обществах уставный капитал определяет минимальный размер чистых активов общества, что можно рассматривать как гарантию прав кредиторов. Отсюда возникает необходимость определить в законе минимальный размер уставного капитала.
Так, в соответствии со ст. 29Федерального закона «Об акционерных обществах» минимальный размер уставного капитала у открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а у закрытого общества не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда.
В хозяйственных товариществах действует принцип субсидиарной ответственности по обязательствам организации полных товарищей всем своим имуществом (кроме имущества, на которое нельзя обращать взыскание), поэтому складочный капитал в товариществах не является минимальной гарантией прав кредиторов.
Следовательно, отпадает необходимость определения в законе его минимального размера. Размер складочного капитала устанавливается в учредительном договоре, который является единственным учредительным документом хозяйственного товарищества.
Законодательством предусматриваются гарантии прав кредиторов при уменьшении уставного капитала.
Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ, в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере кредиторов общества, а также опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
При этом в течение 30 дней с даты направления уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении кредиторы общества вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящей статьей.
Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам в уставный (складочный) капитал учитываются раздельно.
В производственных кооперативах, в том числе сельскохозяйственных, формируется паевой фонд,который образуется за счет паевых взносов. Член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее 10 процентов паевого взноса.
Остальная часть вносится в течение одного года после государственной регистрации кооператива. Паевой взнос оценивается при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основании сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов комиссией, назначаемой правлением кооператива.
Оценка паевого взноса, превышающего 250 минимальных размеров оплаты труда, должна быть подтверждена независимым оценщиком. Размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива (ст. 10 Федерального закона «О производственных кооперативах»).
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ (с изм. и доп. от 19.07.2009г.) размер паевого фонда сельскохозяйственного производственного кооператива и обязательного паевого взноса устанавливается на собрании членов и указывается в уставе кооператива.
Члены кооператива могут вносить дополнительные паевые взносы, размер и условия внесения которых предусматриваются уставом кооператива. В случае внесения в счет паевого взноса земельных и имущественных долей и иного имущества (за исключением земельных участков) или имущественных прав денежная оценка паевого взноса проводится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива.
При внесении в счет паевого взноса земельных участков их денежная оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Решением общего собрания членов кооператива паевой фонд может быть увеличен или уменьшен.
Уставом кооператив может быть предусмотрено, что определенная часть принадлежащего ему имущества составляет неделимый фонд (здания, сооружения, техника, оборудование, сельскохозяйственные животные, семена др.), который не подлежит разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов или выдаче в натуральной форме при прекращении членства в кооперативе.
Согласно ст. 16 Закона об унитарных предприятиях, унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков этого предприятия. Если резервный фонд создается в добровольном порядке, то решение о его формировании является элементом учетной политики организации.
Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Решение о создании резерва сомнительных долгов нужно отразить в учетной политике организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются финансовые результаты деятельности организации, т.е. прибыль, исчисленная до налогообложения.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности.
Величина резерва определяется раздельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
В соответствии со ст. 266 НК РФ, сумма резерва по сомнительным долгам исчисляется в зависимости от срока возникновения задолженности следующим образом:
- при сроке свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности, выявленной на основании инвентаризации,
- при сроке от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включаются 50 процентов суммы задолженности, выявленной на основании инвентаризации,
3) при сроке до 45 дней сумма создаваемого резерва не изменяется. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки за отчетный период.
Резерв сомнительных долгов может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Безнадежными признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или в связи с ликвидацией организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная хозяйствующим субъектом в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный период в порядке, определенном п. 5 ст. 266 НК РФ. Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете регламентируется статьей 266 Налогового кодекса.
Как в бухгалтерской, так и в налоговой системе создавать резерв могут только те фирмы, которые учитывают выручку от реализации по методу начисления. Фирмы, применяющие кассовый метод, резервы не создают.
Решение о создании резерва нужно отразить в учетной политике организации. Фирма вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике заранее (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. N А56-26468/2006).
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживаниюможет создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года.
В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. Для товаров, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, не израсходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода.
Фонды накопления и потребленияотносятся к фондам специального назначения. Эти фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Аккумулирование соответствующих средств в названных фондах позволяет обобщить информацию о состоянии и движении средств, направляемых на потребление и накопление.
Порядок образования этих фондов регулируется учредительными документами. Создание таких фондов является элементом учетной политики. Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами (например, на создание нового имущества).
Фонды потребления образуют средства, направляемые (зарезервированные) на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации.
Амортизационный фонд,формируемый за счет амортизационных отчислений, является фондом целевого назначения. Его средства предназначены для полного восстановления основных средств.
Средства целевого финансирования и поступленийпредставляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений и научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению.
Резервы предстоящих расходов и платежейсоздаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели.
Если такие резервы не создаются, топроизведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться различные фонды (социальный, жилищный, материального поощрения). Их формирование является элементом учетной политики организации.