Расходные обязательства бюджетов муниципальных образований — об- условленные муниципальными правовыми актами, договором или соглашением обязательства по решению вопросов местного значения, по исполнению органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий, а также обязанности предоставлять физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, другим муниципальным образованиям, субъектам международного права средства местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
- принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений)
по данным вопросам, - принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий,
- заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в соответствии с бюджетным законодательством. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
Основными принципами распределения расходов местных бюджетов являются: соответствие состава расходов вопросам местного значения, самостоятельность органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Перечни видов расходов, применяемых в местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов муниципальных образований, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджетов субъектов РФ, формируется в соответствии с требованиями БК РФ, указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утверждаемыми Минфином России.
На основании названных актов каждому виду межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, присваивается код целевой статьи.
При утверждении и исполнении местных бюджетов органами местного самоуправления обеспечивается преемственность кодов целевых статей по расходам бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Реестр расходных обязательств муниципального образования ведут органы местного самоуправления в порядке, установленном местной администрацией. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется с целью учета расходных обязательств и определения объема средств местного бюджета, необходимых для их исполнения.
Данные реестра расходных обязательств используются при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих и принимаемых обязательств.
Реестр расходных обязательств муниципального образования представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме:
• сведения о главном распорядителе средств бюджета,
• наименование расходного обязательства,
• реквизиты нормативного правового акта, муниципального правового
акта, договора, соглашения (тип, дата, номер, название),
• дату вступления в силу нормативного правового акта, муниципального правового акта, договора, соглашения,
• срок действия нормативного правового акта, муниципального правового акта, договора, соглашения,
• объем средств на исполнение расходного обязательства (тыс. руб.),
• показатели в отчетном году (план, факт), в текущем году, в очередном году и т.д.
В зависимости от вида муниципального образования установлены раз- личные механизмы и сроки формирования реестра расходных обязательств. Так, например, в Луховицком муниципальном районе Московской области главные распорядители средств бюджета составляют фрагмент реестра расходных обязательств, в котором отражены расходы, направляемые на финансирование конкретного органа местного самоуправления, органа местной администрации, а также наиболее значимого учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, и представляют его в Финансовое управление администрации муниципального района на бумажном и электронном носителях:
- плановый фрагмент реестра расходных обязательств — не позднее 1 марта текущего года,
- уточненные фрагменты реестра расходных обязательств — не позднее 1 октября текущего года.
Финансовое управление администрации муниципального района в месячный срок осуществляет сведение фрагментов реестра расходных обязательств и формирование (обновление) реестра расходных обязательств муниципального района.
Реестр расходных обязательств поселения ежегодно составляет финансовый орган, исполняющий бюджет поселения:
- плановый реестр расходных обязательств поселения — не позднее 15 мая текущего финансового года,
- уточненный реестр расходных обязательств поселения — не позднее 10 декабря текущего финансового года.
В случае возникновения или изменения соответствующего расходного обязательства поселения в реестр расходных обязательств в месячный срок вносятся соответствующие изменения. Расходные обязательства муниципальных образований, не включенные в реестр расходных обязательств, не подлежат учету при составлении проектов бюджетов на очередной финансовый год.
Главные распорядители средств бюджетов несут ответственность за достоверность и своевременное представление реестров расходных обязательств по подведомственным учреждениям.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи:
- с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения,
- осуществлением расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ на финансирование отдельных государственных полномочий.