Разграничение юрисдикции государств в области налогообложения

Рассматривая разграничение юрисдикции государств, необходимо прежде всего отметить, что

государственный суверенитет это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Некоторые ученые также формулируют понятие

экономический суверенитет государства, другие считают, что экономический суверенитет

представляет собой обычную норму международного права, включающую в себя совокупность

юридических правил, которая устанавливает взаимные обязательства государств, гарантирующих для каждого из них и всех вместе суверенное право свободно распоряжаться своими ресурсами,

богатствами и всей экономической деятельностью и суверенное право на равноправное участие в

международных экономических отношениях.

В области международного права четко различают понятия суверенитет и юрисдикция.

Целесообразнее использовать понятия суверенитет в области налогообложения (фискальный

суверенитет) и юрисдикция в области налогообложения (фискальная юрисдикция) как

взаимозаменяемые.

Юрисдикция государства в области налогообложения включает в себя два основных полномочия:

  • юрисдикцию устанавливать налоги,
  • юрисдикцию применять налоговое законодательство, т.е. собирать налоги.

Взимание налогов законное принудительное изъятие части собственности является частью

суверенитета государства, и все вышесказанное справедливо для суверенных прав государства в

области налогообложения на его территории. Более того, налоговый суверенитет является той частью суверенитета, в отношении которой государства проявляют наибольшую сдержанность в вопросах интеграции и сотрудничества.

В настоящее время, когда активно развиваются рыночные отношения, участниками которых

являются представители различных государств, внутригосударственные средства правового

регулирования налогообложения зачастую оказываются недостаточными. Следовательно, государствам  участникам таких отношений приходится заключать международные договоры.

Налоговое соглашение в регулировании налогообложений обладает рядом преимуществ.

Во-первых, налоговое соглашение содержит в себе положения, позволяющие единообразно

устанавливать налоговый статус лица, что является действенным фактором избежания избыточного

налогового бремени.

Во-вторых, заключение таких договоров представляется весьма выгодным

национальному государству, поскольку, в силу своей природы, налоговое соглашение способно

обеспечить лучшую защиту экспортеров товаров и капитала, установить наиболее благоприятный режим для инвестиций и в конечном итоге предоставить государству возможности для доступа к новым рынкам сбыта товаров и ресурсов.

В-третьих, в их содержании отчетливо прослеживаются свойства определенности и предсказуемости, в силу которых осуществляется уточнение налоговой юрисдикции.

Благодаря этому происходит сглаживание острых углов, угрожающих налогоплательщику,

работающему в государствах с различными налоговыми предписаниями. А процесс обмена

информацией между странами-партнерами, предусматриваемый соглашениями, способствует более

совершенной практике правоприменения положений внутреннего налогового законодательства.Тот факт, что международный договор представляет собой основной инструмент нормообразования, заключен уже в самом определении норма международного права. Как отмечается в юридической литературе, норма международного права это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности и обеспечиваемое

юридическим механизмом.

Классификация норм международного права:

  1. Нормы, обладающие существенной значимостью в международном праве. К таковым относятся, по мнению В.А. Василенко, нормы-принципы, нормы ergo omnes. Объектами регулирования таких норм могут выступать основы отношений между всеми субъектами международного права, конкретные проблемы, затрагивающие интересы всех субъектов международного права, участников возникших правоотношений.
  2. Отдельные нормы, принадлежащие к различным подсистемам международного права:

    институционные нормы,

    нормы отраслевые,

    полисистемные,

    нормы-принципы общего международного права.

Определяющими моментами для классификации норм международного права служат также

характер содержания и объем прав и обязанностей участников правоотношений, подпадающих под

действие такой нормы, и наличие правоотношений, носящих наиболее допустимый для конкретной

ситуации характер. Здесь соглашение создает нормы охранительные, компенсационные.

В современных условиях нельзя недооценивать значение международных налоговых соглашений

для правового развития государства. Рассматривая значение международных налоговых соглашений, необходимо выделить следующее:

  • международные налоговые соглашения предоставляют гарантию налогоплательщикам, которая выражается в том, что их доходы и имущество не будут облагаться двойными налогами, и предоставляют защиту от дискриминационного налогообложения за рубежом, для государства в лице налоговых органов они обеспечивают возможность взаимных прямых консультаций и контрактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов,
  • международные налоговые соглашения имеют значение для государства как носителя

    суверенных экономических прав, поскольку являются средством закрепления на договорной основе своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и имущества, получаемых резидентами от международной экономической и финансовой деятельности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: