Субъекты инвестиционной деятельности

Осуществление инвестиционной деятельности протекает во взаимоотношениях особого круга субъектов, которые в аспектах инвестиционного законодательства наделяются специальными правами и обязанностями материального и процессуального характера.

Закон о капитальных вложениях определяет круг субъектов инвестиционной деятельности, к которым относятся инвесторы, заказчики, под- рядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Названные лица вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними.

Антипова О. М. отмечает, что правовой науке неизвестны такие субъекты права, как инвестор, заказчик, подрядчик и пользователь, что порождает потребность дальнейшего раскрытия значения этих терминов в ст. 4 Закона о капитальных вложениях посредством указания уже субъектов гражданских прав, которые могут выступать инвесторами, заказчиками и другими субъектами.

Термины, которыми законодатель обозначил субъектов инвестиционной деятельности, целесообразнее использовать для указания сторон определенных инвестиционных правоотношений, а не субъектов инвестиционных правоотношений как таковых. Определение сторон правоотношения необходимо для указания носителей комплексов прав и обязанностей, составляющих его содержание, которые не зависят от вида субъекта, представляющего ту или иную сторону.

По смыслу Закона о капитальных вложениях, отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с гражданским законодательством. Однако применительно к государственной инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, эту общую норму необходимо использовать с учетом положений бюджетного законодательства, поскольку отношения между участниками бюджетного процесса определяются нормами БК РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа соответствующего уровня власти, и только с подрядчиками такие отношения устанавливаются на основании государственного контракта или иного договора. Далее приведем характеристики основных субъектов инвестиционной деятельности с позиций граждан- ского и бюджетного законодательства.

Инвестор. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. Ключевым участником инвестиционной деятельности является инвестор, который производит капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ.

Инвесторами могут выступать физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Инвесторы наделены следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных

    вложений,
  • самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ,
  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений,
  • передача по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ,
  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения,
  • объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ,
  • осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

К особенностям правового статуса инвестора относятся:

  • наличие имущественных и (или) интеллектуальных ценностей, которые могут быть использованы в качестве инвестиций,
  • право самостоятельного определения объекта, формы и объема инвестиций,
  • свобода и независимость в принятии решений,
  • наличие способностей и возможностей для осуществления инвестиционной деятельности,
  • самостоятельная имущественная ответственность.

Помимо прав инвесторов Закон о капитальных вложениях охватывает общие обязанности субъектов: им вменяется общее требование соблюдения законности, обязанность исполнять законные требования государственных органов и должностных лиц и использовать средства, направляемые на капитальные вложения, исключительно по их целевому назначению.

Для целей бюджетного процесса полномочия инвестора осуществляет главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) (далее — ГРБС) — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять их между под- ведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

В качестве ГРБС выступают: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

Как участник бюджетного процесса, ГРБС в отношении бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения, обладает комплексом бюджетных полномочий, определенных ст. 158 БК РФ. Среди обширного перечня выделим лишь напрямую касающиеся осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Прежде всего ГРБС должен обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований на капитальные вложения, составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования на капитальные вложения, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета, а также осуществлять иные бюджетные полномочия.

Статья 158 БК РФ помимо полномочий ГРБС регламентирует также полномочия распорядителя бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) (далее — РБС). РБС — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя средств, получающие ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета от главного (вышестоящего) распорядителя средств для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств бюджета, находящимися в его ведении. К числу полномочий РБС в рассматриваемой сфере относятся:

  • осуществление планирования соответствующих расходов бюджета,
  • распределение бюджетных ассигнований на капитальные вложения, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета,
  • внесение главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, предложений по формированию и изменению бюджет- ной росписи в части расходов на капитальные вложения, и осуществление иных отдельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

РБС в государственных инвестиционных отношениях выступает обычно в роли заказчика. В силу п. 3 ст. 4 Закона о капитальных вложениях заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные ими на то физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, при этом не вмешиваясь в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Заказчики и выступают теми, кто координирует и реализует инвестиционные проекты: они определяют подрядчиков (исполнителей), заключают с ними договоры (государственные контракты), контролируют их исполнение. По сути, заказчик несет ответственность за исполнение всего комплекса организационно-управленческих работ, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, в том числе проектирование и строительство на всех этапах.

В широком смысле, если инвестором является государство, то заказчиками выступают уполномоченные на то государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Пользователь объектов капитальных вложений. Получатель бюджет- ных средств.

Участниками инвестиционного процесса выступают также пользователи объектов капитальных вложений — это те субъекты, для которых создаются, приобретаются объекты инвестиционной деятельности. Ими могут быть сами инвесторы, а также другие физические и юридические лица, в том числе иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создается объект капитальных вложений.

Пользователь объектов капитальных вложений является, по сути, получателем инвестиций и, если он не совпадает в одном лице с другими участниками инвестиционной деятельности, то вступает в инвестиционный процесс только на его заключительной стадии. Он и есть потребитель того самого «полезного эффекта», который может быть первоначальной целью инвестора (помимо получения прибыли).

Пользователем объектов капитальных вложений как участником бюджетного процесса выступает получатель бюджетных средств (далее — ПБС). Согласно ст. 6 БК РФ им выступают: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

ПБС находится в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и не имеет в подчинении подведомственных учреждений. Получатель бюджетных средств обладает следующими полномочиями, касающимися расходования бюджетных средств:

  • принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,
  • обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований на капитальные вложения, а также исполняет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Как субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов (если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними), так и главные распорядители и распорядители могут одновременно выступать получателями бюджетных средств, предусмотренных на реализацию возложенных на них функций, в том числе на осуществление инвестиций в форме капитальных вложений.

Подрядчик. К субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относится и подрядчик. Это непосредственный исполнитель деятельности, связанной с капитальными вложениями. Полагаем, что ввиду специфики инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями, в Законе № 39-ФЗ исполнитель обозначен в качестве подрядчика. Статья 4 Закона о капитальных вложениях в качестве таковых определяет физических и юридических лиц, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками.

Пунктом 4 ст. 4 Закона о капитальных вложениях установлена обязанность подрядчика обладать лицензией на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

Такое указание на наличие у подрядчика (исполнителя) лицензии на соответствующий вид деятельности при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений представляется устаревшим, поскольку, например, лицензирование в сфере строительных, проектных и изыскательских работ отменено еще с 1 января 2010 г. в связи с введением саморегулирования и выдачей саморегулируемыми организациями не лицензий, а свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В правовой литературе отмечается, что включение подрядчиков в число субъектов инвестиционной деятельности не вполне справедливо, поскольку они, хотя формально и участвуют в инвестиционном процессе, все же действуют на основе гражданско-правового договора, не связанного с сутью вложения инвестиций. Например, Г. Д. Отнюкова отмечает, что подрядчики (исполнители) не наделяются инвестиционными полномочиями, они являются лицами, «помогающими» инвестору реализовать инвестиционный проект.

Кроме того, при осуществлении государственных капитальных вложений подрядчиком (исполнителем) является лицо (юридическое, физическое), определяемое в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и оно не является как таковым участником бюджетного процесса в соответствии с бюджетным законодательством.

Все же считаем, что у приводимых доводов есть и другая сторона, свидетельствующая о подрядчике (исполнителе) как непосредственном участнике инвестиционной деятельности, несмотря на тот факт, что такое лицо не наделено инвестиционными полномочиями и не выступает прямым участником бюджетного процесса. Дело в том, что подрядчики (исполнители), собственно, и есть «реализаторы» инвестиционных проектов, они выполняют работы, оказывают услуги и поставляют товары, которые необходимы для воплощения инвестиционного проекта в жизнь.

Кроме того, пользователи объектов капитальных вложений (получатели бюджетных средств) используют только конечный результат капитальных вложений, а финансовые средства направляются непосредственному исполнителю — подрядчику, что говорит об участии в гражданских правоотношениях и о косвенном участии исполнителей в бюджетном процессе, что позволяет обозначить подрядчика в качестве «финансового выгодоприобретателя» и в полной мере относить к кругу субъектов инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности,
  • гласность в обсуждении инвестиционных проектов,
  • право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц,
  • защиту капитальных вложений.

    Таким образом, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выступают лица, обладающие правами и обязанностями, установленными инвестиционным и (или) бюджетным законодательством, а также соответствующими договорами (государственными контрактами), заинтересованные в достижении инвестиционной цели и полезном результате инвестиционного процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: