Рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
Вычет НДС при переходе на ЕСХН. На практике часто товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на ЕСХН, а оплачивается позже. В данной ситуации встает вопрос о возможности применения вычета НДС.
В ст. 166 НК РФ установлено, что общая сумма НДС исчисляется только его плательщиком.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
Таким образом, правом на налоговые вычеты и возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.
В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Согласно письму Минфина России от 19.12.05 г. N 03-04-15/116 (доведено до сведения письмом ФНС России от 25.01.06 г. N ММ-6-03/62@) в случае, когда лица, перешедшие на УСН либо систему обложения в виде ЕНВД, исчисляют суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на специальные налоговые режимы, данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы.
Несмотря на то, что в данном письме говорится лишь о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на ЕСХН, являющийся специальным налоговым режимом.
Однако арбитражные суды занимают противоположную позицию. В соответствии с постановлениями ФАС Уральского округа от 1.02.06 г. N Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. N Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. N А66-911/2005, если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога.
Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру. В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. По мнению налоговых органов, обязанность по уплате НДС в таком случае возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.
Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.
В случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).
В соответствии с письмами Минфина России от 12.07.05 г. N 03-04-11/152 и от 31.03.04 г. N 04-03-11/51 организация, перешедшая на уплату ЕСХН и выставившая своим покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС при осуществлении операций, облагаемых единым налогом, всю сумму налога, указанную в этих счетах-фактурах, обязана уплатить в бюджет.
При этом отмечается, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом. Судебная практика поддерживает данную позицию.
Применение ЕСХН при отсутствии доходов. На правоприменительном уровне встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН плательщиком, у которого в налоговом периоде отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
В письме Минфина России от 15.12.08 г. N 03-11-04/1/28 указано, что налогоплательщик может быть признан утратившим право на применение ЕСХН при отсутствии доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за налоговый период, а не за отчетный период.
Однако судебная практика по данному вопросу придерживается противоположной позиции.
Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 1.10.08 г. N А33-166/08-Ф02-4895/08 сделан вывод, что основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение 70% ограничения, а отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не может служить таким основанием, так как НК РФ не содержит данных положений.
Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения. Спорным является также вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС при переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.
Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце 1 настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
При этом налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что, поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются исходя из общего режима налогообложения, так как право налогоплательщика на применение специального режима налогообложения им утрачено в силу закона, применение вычета по НДС правомерно (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. N Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. N Ф04-2600/2008(6445-А03-41).
Применение ЕСХН в порядке правопреемства. В судебной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.
Согласно письму Минфина России от 4.07.08 г. N 03-11-04/1/11, поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренный ст. 346.3 НК РФ.
Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в 5-дневный срок со дня постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация считается перешедшей на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В судебной практике по данному вопросу нет единообразия.
Часть судов поддерживает изложенные выводы и указывает на необходимость подачи заявления преобразованным юридическим лицом в налоговый орган в целях применения ЕСХН (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.07 г. N Ф08-6407/2007-2382А, Определение ВАС РФ от 16.01.08 г. N 15066/07).
Другая часть судов считает, что у преобразованного юридического лица, являющегося правопреемником, нет необходимости в подаче подобного заявления и оно автоматически применяет данный режим (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.06 г. N А41-К2-1965/06).
Так, арбитражный суд Свердловской области в решении от 15.05.07 г. N А60-7084/07-С5 отметил, что заявление о переходе на уплату ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанной системы налогообложения.
Следовательно, то обстоятельство, что налогоплательщик подал заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в разумный срок после подачи заявления о постановке на налоговый учет, не может служить основанием для отказа в изменении режима налогообложения, поскольку НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения плательщиком ЕСХН.
ФАС Уральского округа от 22.07.08 г. N Ф09-5114/08-С3 пришел к выводу, что юридическое лицо, образованное путем реорганизации, вправе применять УСН без подачи налоговому органу заявления о переходе на специальный налоговый режим, если его правопредшественник до реорганизации применял УСН, так как обязанность реорганизованного лица на подачу такого заявления налоговым законодательством не предусмотрена.
Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение УСН.
Таким образом, налогоплательщики, являющиеся правопреемниками реорганизованных юридических лиц, не вправе применять ЕСХН без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, даже если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.
Включаются ли бюджетные субсидии в доходы. В судебной практике возникают споры по вопросу о правомерности невключения доходов от бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, невключение доходов от бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН правомерно. Данный вывод находит отражение в письме Минфина России от 24.04.08 г. N 03-11-04/1/8 и арбитражнойпрактике (Определение ВАС РФ от 30.12.08 г. N ВАС-13735/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.08 г. N Ф04-772/2008(197-А27-23), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.08 г. N 17АП-1416/2008-АК, решение арбитражного судаСвердловской области от 14.01.08 г. N А60-28698/2007-С5, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.08 г. N Ф09-4546/08-С3).
В письме Минсельхоза России от 23.10.07 г. N 16-4/638 со ссылкой на позицию Минфина России также указано, что полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.