Типология уголовно-правовых систем современного мира

1. Типология (классификация) правовых систем это распределение национальных систем права по типам (классам) в зависимости от тех либо других критериев.

Как известно, в науке классификация правовых систем (правовых семей) предлагается самая разная. Самой крупной работой, которая посвящена современным правовым системам, считается книга французского юриста Рене Давида «Основные правовые системы современности» (1964 г.). Этот автор выделяет, с учетом особенностей юридической техники и идеологии, шесть семей права: три основных (романо-германскую, англосаксонскую и социалистического права) и три неосновных (мусульманскую, индусскую и иудейскую). В двухтомнике немецких ученых К. Цвайгерта и Х. Кетца.

Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права (1961 1969 гг.) выделяются, с учетом «правового стиля», восемь правовых семей:

  • романская,
  • германская,
  • скандинавская,
  • общего права,
  • социалистического права,
  • дальневосточного права, исламского права,
  • индусского права.

Классификации правовых систем дают также и отечественные юристы. С.С. Алексеев в работе «Теория права» (1994 г.) выделяет романо-германское право, англосаксонское право, религиозно-общинные системы права ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Еще один отечественный ученый М.Н. Марченко в книге «Курс сравнительного правоведения» (2008 г.) выделяет романо-германскую и англосаксонскую правовые системы, правовые системы социалистических и постсоциалистических стран, религиозные правовые системы, иудейское и мусульманское право.

В науке уголовного права классификация уголовно-правовых систем современности предлагается на основании общей типологии правовых систем. (Критериев такого деления, как уже говорилось, несколько: идеология, история, источники.) Так, А.В. Наумов, взяв за основу взгляды Р. Давида, в первом томе работы «Российское уголовное право: Курс лекций» (2004 г.) называет следующие основные системы уголовного права: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, мусульманская.

Согласно еще одной классификации, предлагаемой авторами учебного пособия «Уголовное право зарубежных стран» (2008 г.), выделяются семьи:

  • во-первых, общего права и континентального права,
  • во-вторых, религиозного (мусульманского) права и общинного права,
  • в-третьих, обычного права.

Из этих классификаций заметим, что типология правовых систем, в том числе уголовно-правовых систем, определяется относительным характером. Если, например, называть социалистическую систему права, то, очевидно, следует говорить также о буржуазной системе, если называть мусульманскую систему, то нужно сказать и о христианской (канонической системе), если выделять англосаксонскую систему, то можно вспомнить и иранскую систему и т.д.

2. Отметим, что название романо-германской системы (и второе ее название цивильное право) связано с Древним Римом, а также с германскими племенами, населявшими Западную Европу после крушения Римской империи. Это важно Она распространена в государствах континентальной Европы (поэтому и называется еще и континентальной системой права), но также в некоторых других государствах, например в бывших колониях Франции. Существенное влияние на формирование этой системы оказали УК Франции 1810 г. и уголовное законодательство Германии XIX века.

Отличительные черты романо-германской системы права:

  • во-первых, стремление к писаному праву, признанию закона единственным нормативным источником уголовного права, кодификации уголовно-правовых законов, а также отказ от прецедентов и обычного права,
  • во-вторых, стремление к абстрактному описанию уголовно-правовых запретов, что выражается в предельной лаконичности языка уголовно-правового закона, предполагающей предельно обобщенную формулировку уголовно-правовых норм.

Итак, англосаксонская система права получила свое название от имени племен (англов и саксов), населявших после падения Рима Британские острова (второе название данной системы права общее право). Она распространена и в США, и в Канаде, и в Великобритании, и в Австралии, и в Новой Зеландии, и в Индии.

Отличительные черты англосаксонской системы права. Во-первых, складывалась в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства. Во-вторых, отсутствие в ней кодифицированных отраслей права. В-третьих, конкретность и казуистичность имеющихся норм права, направленных не в будущее, а в настоящее. В-четвертых, наличие в качестве источника права огромного количества судебных решений по конкретным делам, которые являлись прецедентными нормами при рассмотрении последующих дел.

Немало важное свойство общей системы права ее демократизм. Не следует забывать, что наиболее реакционным было право именно государств континентальной системы права, таких как Испания, Италия, Германия, Турция, в разные годы принявших, в частности, фашистские уголовные кодексы.

В конце следует отметить тенденции, согласно которым в последнее время наблюдается усиление и роли писаного права в общей системе права, и судебной практики в континентальной системе права.

Как известно, социалистическое право возникло в результате Октябрьской революции 1917 г. в России как советское право.

Его отличительные черты:

  • первое признание коммунистической идеологии в качестве господствующей,
  • второе подчинение права политике коммунистической партии,
  • третье классовость.

После Второй мировой войны социалистическое право, кроме СССР, было создано в некоторых других государствах. Поэтому, с распадом СССР российское право, в том числе уголовное, вернулось в систему континентального права, а социалистическое право сохранилось в КНР, КНДР, и на Кубе, и во Вьетнаме.

Мусульманское право является структурной частью мусульманской религии ислама. Оно возникло в глубоком средневековье (VII VIII вв.). В последующем в его истории наступил период стабильности. Однако со второй половины XIX века началась «вестернизация» права. Это означает, что в основу уголовных кодексов многих мусульманских стран были положены уголовные кодексы и Франции 1810 г. (УК Наполеона), и Италии, и нормы общего права Англии.

С середины XX века началась исламизация права. Сегодня она наиболее полно наблюдается в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Ливии, Судане, Афганистане (под управлением талибов) и т.д.

Отличительные черты мусульманского права:

  • во-первых, выступление норм шариата, то есть свода исламских правовых и теологических нормативов, закрепленных, прежде всего в Коране в качестве как источника права, так и законодательной и правоприменительной практики,
  • во-вторых, архаичность, казуистичность и отсутствие писаных систематизированных норм.

На примере Исламской Республики Иран (ИРИ), где у власти с 1979 г. находится шиитское духовенство, можно отметить и такую особенность мусульманского права, как дискриминация по конфессиональному признаку. Ввиду этого, согласно УК ИРИ, убийство мусульманином мусульманина наказывается смертной казнью, однако если мусульманин убивает мусульманина, то сохраняется возможность освобождения от наказания. Другой пример. УК предусматривает наказание в виде ста ударов плетью мусульманина, который совершил прелюбодеяние с мусульманкой, однако это же деяние мусульманина в отношении мусульманки влечет одно наказание смертную казнь. Неудивительно, что никакой ответственности в УК ИРИ не предусмотрено за прелюбодеяние, совершенное мусульманином в отношении мусульманки (впрочем, следует сказать, дискриминационные меры в праве ИРИ предусмотрены также для мусульман-суннитов).

Семья общинного права имеет распространение в целом на востоке Азии: на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Наиболее крупные представители этой семьи Китай и Япония. Для права этих стран характерна идея общества, а значит, идеи гармонии, примирения, согласия. Это важно Общее благо здесь всегда ставилось выше интересов индивидуума. Даже в наше время незыблемой остается идеология конфуцианства, в которой основная ячейка общества эта семья с особыми отношениями между старшими и младшими, запретами на любые возмущения. Право традиционно рассматривается как крайний способ установления порядка между людьми, поскольку основное значение в установлении такого порядка придается нормам морали, убеждению, воспитанию, критике.

В целом же действующие в странах этой семьи нормы уголовных законов носят сложный характер и включают элементы и романо-германской (Япония), и социалистической (Китай, Вьетнам), и англосаксонской (Гонконг), и мусульманской (Индонезия, Малайзия) систем права. При этом на правовую идеологию этих стран продолжают серьезное влияние оказывать идеи общества, традиционные представления о долге, морали и чести.

Семья обычного права включает в основном страны Центральной и Южной Африки и остров Мадагаскар. Для правовых систем этих стран характерны:

  • повиновение обычаю (из-за уважения памяти предков, страха перед силами природы и т.д.),
  • идея примирения сторон конфликта, идея семьи (последняя не только санкционирует определенные правила поведения, но и следит за их соблюдением).

Таким образом, история обычного права последовательно прошла три этапа:

  • догосударственный (доколониальный),
  • колониальный,
  • государственный (этап приобретения независимости).

В настоящее время национальное право государств Африки (кроме исламского севера и крайнего юга) можно определить в целом как дуалистическое (либо гибридное). В нем нормы обычного права не только определяют правосознание, но и соседствуют с нормами романо-германской либо англосаксонской системы права. Причем в некоторых из них, к примеру, на Соломоновых островах, обычное право признается официальным источником права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: