Участники уголовного процесса со стороны обвинения

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

Прокурор – это правовой статус, которым наделяется прокурор района, города, субъекта РФ, а также Генеральный прокурор РФ, их заместители, помощник прокурора, если они осуществляют уголовное преследование, принимая непосредственное участие в уголовном деле. Уголовное преследование прокурором может осуществляться как лично, так и путем руководства действиями и решениями лиц, производящими расследование. Эта деятельность направлена на изобличение виновных в совершении преступлений и привлечении их к уголовной ответственности.

В ходе досудебного производства по уголовному делу деятельность прокурора включает в себя проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации, проверки и разрешении сообщений о преступлениях, обращения к органам дознания и предварительного следствия с требованиями об устранении нарушений закона, выдачу дознавателям письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий, возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, утверждение обвинительного заключения, обвинительного акта и обвинительного постановления по уголовному делу и др.

Прокурор вправе участвовать в судебных заседаниях при разрешении ходатайств об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, а также при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов лицами, производящими расследование, определяются положениями ст. 37 УПК РФ, а также ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года. Эта деятельность прокурора является гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях, проведения расследования, а также законности принимаемых решений следователями и органами дознания. Принимая ряд процессуальных решений, прокурор также проверяет законность собранных материалов, достаточность данных и доказательств, необходимых для принятия решений.

Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда. В обязанности прокурора также входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124 УПК РФ). Деятельность по проверке жалоб – это одно из самых эффективных средств обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина, а также способ обнаружения и устранения нарушений закона, допущенных в ходе предварительного расследования.

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях уголовного процессе отражено в УПК РФ лишь в общей форме, так как его правовой статус в этой части определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него возложено поддержание государственного обвинения в суде (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Важнейшей задачей прокуратуры в процессе отправления правосудия является поддержание обвинения в суде. Это вовсе не означает, что государственный обвинитель должен поддерживать любое обвинение, представленное на рассмотрение в суде. В предусмотренных законом случаях он вправе и отказать от обвинения, и изменить его.

Следователь – это должностное лицо, которое уполномочено осуществлять предварительное следствие, а также дознание в случаях, предусмотренных законом (ч. 4 ст. 150 УПК РФ), по уголовным делам. Следователь – это правовой статус, которым наделяется следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, младший следователь, который принял уголовное дело к своему производству. В зависимости от принадлежности к тому или иному государственному органу различают следователей Следственного комитета, органов внутренних дел Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Правовое положение следователя определяется, прежде всего, его правами, к которым следует отнести:

  • право рассматривать заявления и сообщения о преступлениях и принимать решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом,
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий,
  • приостанавливать производство по уголовному делу и принимать меры к розыску обвиняемого, прекращать уголовное дело,
  • давать органу дознания (оперативным подразделениям) обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте,
  • задерживать лицо по подозрению в совершении преступления, применять к участникам уголовного процесса ряд других мер процессуального принуждения,
  • предъявлять обвинение и т.д.

Приведенный перечень свидетельствует о некоторой самостоятельности следователя на досудебных стадиях уголовного процесса, которая проявляется в принятии ряда процессуальных решений и производстве отдельных процессуальных действий. Это обуславливает его ответственность за ход и результаты проведенного расследования. Наряду с правами следователь обязан выполнять требования прокурора, указания руководителя следственного отдела в соответствии с УПК РФ. Кроме того, несмотря на свою принадлежность к стороне обвинения, при производстве по уголовному делу следователь должен устанавливать обстоятельства, смягчающие наказание, характеризующие личность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость деяния (ч. 1 ст. 73 УПК РФ).

Главная задача следователя – провести эффективное и безволокитное расследование по делу, установить все обстоятельства, имеющие значение для принятия по нему решения. Эта задача реализуется в рамках его процессуальной самостоятельности, то есть наделением его правом самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий. Проявление процессуальной самостоятельности следователя можно проиллюстрировать примерами из судебной практики.

Руководитель следственного органа (далее – руководитель СО) – должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Руководитель СО осуществляет контроль над своевременностью и эффективностью действий и решений подчиненных ему следователей по раскрытию и расследованию преступлений, принимает организационные меры к наиболее эффективному производству по уголовным делам.

Руководитель СО вправе поручать производство предварительного следствия следователю, изымать уголовное дело у следователя и передать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (тогда руководитель СО фактически обладает статусом следователя), проверять материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях, а также материалы уголовных дел, отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя, а также незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования, давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать заявления и сообщения о преступлениях, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы, отстранять следователя от дальнейшего производства по уголовному делу, если им допущено нарушение требований УПК РФ, продлевать срок предварительного расследования, утверждает постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания руководителя СО по уголовному делу могут быть адресованы следователю в письменной форме и всегда обязательны для исполнения, при этом они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Орган дознания – это государственный орган или должностное лицо, в чьи полномочия входит проверка заявлений и сообщений о преступлениях, принятие решений о возбуждении уголовного дела (или об отказе в этом), а также производство предварительного расследования в форме дознания. Согласно ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями по осуществлению ОРД,
  • органы федеральной службы судебных приставов,
  • начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов,
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Органы дознания проводят дознание по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Кроме того, орган дознания вправе принять решение о возбуждении уголовного дела, по которому предварительное следствие обязательно, выполняя по данному делу в течение 10 суток неотложные следственные действия. Такие действия также могут выполнить следующие должностные лица (в ограниченной сфере деятельности):

  • капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах),
  • руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз),
  • главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Правовое дозволение о проведение указанными лицами дознания объясняется исключительностью обстоятельств, возникших при невозможности или нецелесообразности обращения к лицам, наделенным правом производить предварительное расследование. Дознаватель – это должностное лицо, которое правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Право по осуществлению ОРД предоставлено оперативным подразделениям: ОВД РФ, органов ФСБ, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ начальником органа дознания на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Закон запрещает возлагать ответственность за производство процессуальных действий, а также за проведение ОРМ на одно лицо. Это объясняется возможным предвзятым отношением данного лица при принятии решений, связанных с доказыванием виновности человека в совершении преступления. Процессуальные решения, как правило, основываются на имеющихся доказательствах, тогда как оперативно-розыскные мероприятия проводятся в условиях наличия информации, часто носящей лишь ориентирующий характер. Дознаватель – лицо относительно самостоятельное, но многие его решения требуют согласования с начальником органа дознания. Дознаватель обязан выполнять указания прокурора, а также начальника органа дознания. При этом, указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания последнего – вышестоящему прокурору.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Согласно ст. 401 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: поручать проверку сообщения о преступлении (с принятием по нему решения) и выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу, изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы. Он также вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением субъекта расследования или суда, которое возможно только после возбуждения уголовного дела. До принятия данного решения это лицо принято именовать пострадавшим или заявителем о преступлении.

Фактическое основание для признания лица потерпевшим – это наличие в уголовном деле данных, указывающих на причинение вреда преступлением именно этому лицу. Исходя из этого все иные лица, в том числе близкие родственники потерпевшего, на чьи права и законные интересы преступление не было непосредственно направлено, процессуальным статусом потерпевшего не наделяются. Например, по делу о разбойном нападении на малолетнего в качестве потерпевшего признается именно это лицо, вне зависимости от его возраста, а не его родители или другие родственники, по делам о хищении имущества потерпевшими признаются собственники этого имущества, а не лица, которые пользовались этим имуществом и т.д. Вместе с тем, по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица (например, убийство, ДТП с летальным исходом), права потерпевшего переходят к одному из близких родственников погибшего, к кому-то из родственников и (или) из числа близких лиц. При этом важно заметить, что ППВС РФ не ограничивает в данном случае количество потерпевших, отмечая: если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица могут быть признаны потерпевшими с обязательным приведением судом мотивов такого решения.

Лицо может быть признано потерпевшим как по его собственному заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Потерпевший наделен следующими правами:

  1. На стадии предварительного расследования: знать о предъявленном обвиняемому обвинении, получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, участвовать с разрешения субъекта расследования в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами этих следственных действий, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных законом, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств,
  2. На судебных и последующих стадиях уголовного процесса: участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела во всех инстанциях, выступать в судебных прениях, поддерживать обвинение, получать копию приговора суда первой инстанции и другие судебные решения, получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о его перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах за пределы исправительного учреждения, об освобождении осужденного из мест лишения свободы, принимать участие в рассмотрении судом вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания,
  3. В любой момент производства по уголовному делу: пользоваться помощью переводчика, иметь представителя, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения субъектов расследования, прокурора и суда, давать показания, представлять доказательства. Право потерпевшего представлять доказательства является важным, поскольку он заинтересован в установлении обстоятельств дела и, как правило, имеет возможность не только устно о них свидетельствовать, но и представлять иные доказательства.

Нарушение прав потерпевшего может повлечь самые серьезные процессуальные последствия, вплоть до отмены итогового решения по делу.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (ст. 131 УПК РФ). Потерпевший не вправе уклоняться от явки по вызову субъекта расследования и в суд, давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний (под угрозой привлечения к уголовной ответственности), разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден (ст. 161 УПК РФ). Гражданский истец – это физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Гражданским истцом, несмотря на то, что ст. 44 УПК РФ указывает только на имущественный вред, может быть заявлено требование и о компенсации морального вреда. Часть 4 ст. 42 УПК РФ прямо указывает, что по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда, размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Лицо становится гражданским истцом после того, как в отношении него выносится постановление о признании его таковым. Данный документ может быть вынесен только после возбуждения уголовного дела и лишь в отношении гражданина, предприятия, учреждения или организации, которым причинен вред от преступления и которые обратились с исковым заявлением с просьбой о его возмещении.

В качестве гражданских истцов могут выступать и государственные органы. Например, по делам о налоговых преступлениях истцами по гражданскому иску могут выступать налоговые органы или органы прокуратуры. Гражданский истец наделяется правами (ч. 4 ст. 44 УПК РФ), аналогичными правам потерпевшего. По большинству уголовных дел в качестве гражданского истца признаются именно потерпевшие. Процессуальным поводом для этого служит подача потерпевшим гражданского иска (аналог искового заявления в гражданском процессе). Гражданский иск может быть заявлен на любой стадии процесса вплоть до окончания судебного следствия. Гражданский истец может отказаться от гражданского иска в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Это влечет прекращение производства по нему.

Важно отметить, что законодатель не только предоставил лицу право обратиться с гражданским иском, но и установил корреспондирующую этому праву обязанность. Так, установив, что совершенным преступлением причинен имущественный вред ( в частности – заявлен гражданский иск), субъект расследования обязан принять меры по установлению имущества обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством несут за него ответственность, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество. Частным обвинителем является потерпевший или его представитель по уголовным делам частного обвинения (причинение легкого вреда здоровью, побои, клевета), обладая правами, аналогичными правам государственного обвинителя.

К стороне обвинения относятся еще представители потерпевшего и гражданского истца. Их правовой статус определяется положением ст. 45 УПК РФ, а также нормами ГК РФ. Представителями указанных участников уголовного процесса могут быть адвокаты, родственники или доверенные лица, об участии которых ходатайствует участник процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: