Виды административно-правовых норм

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений

2. По предмету регулирования

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права

4. По адресату

5. По пределу действия

6. С учетом федеративного устройства

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений

По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся:

– на общие – нормы, которые регулируют общественные отношения общего характера (для всех отраслей и сфер),

– особенные – нормы, которые регулируют общественные отношения в определенной сфере управления.

2. По предмету регулирования

По предмету регулирования различают:

– материальные – нормы, закрепляющие юридически комплекс прав и обязанностей, так же ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административно-правовой статус,

– процессуальные – нормы, которые определяют методы (способы, процедуры, порядок) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права

По предмету воздействия на субъекты административного права делятся:

– обязывающие – нормы, которые предписывают совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание,

– запрещающие – нормы, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить специальный или общий характер. Пример запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), которые подпадают под признаки административного правонарушения. Запрет на применение специальных средств и огнестрельного оружия полицией в отношении женщин и несовершеннолетних – пример специального запрета,

– уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) – это нормы, которые выражают возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению,

– стимулирующие (поощрительные) – это нормы, обеспечивающие с помощью соответствующих средств морального или материального воздействия, должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (пример: льготное кредитование, установление налоговых льгот и т.п.),

– рекомендательные – это нормы, носящие рекомендательный характер. Рекомендательные нормы наиболее часто используются во взаимоотношениях негосударственных формирований и субъектов исполнительной власти. Бывает рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

4. По адресату

По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие: деятельность и организацию механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления:

– административно-правовой статус государственных служащих работников управленческого аппарата,

– вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений,

– административно-правовой статус общественных объединений,

– отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур,

– административно-правовой статус гражданина.

 5. По пределу действия

В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:

Соответственно территориальному масштабу:

– территориальные – нормы, которые действуют в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях – общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории),

– межтерриториальные – это нормы, которые действуют в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах),

По действию во времени:

– срочные – это нормы, с определенным сроком действия,

– бессрочные – это нормы с неуказанным сроком действия, то есть до официальной отмены компетентным органом,

По кругу лиц:

– нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (пример: порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (пример: порядок уплаты налогов страховыми организациями),

– нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы делятся на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: