Страхование ответственности перевозчика грузов

По общепринятым правилам неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, касающихся перевозки грузов влечет к ответственности лиц, взявших на себя обязательство.

Данное положение закреплено статьей 747 Гражданского кодекса, другими видами законодательных актов, соглашением сторон, если законодательством или договором не было предусмотрено другое условие.

Особенности

Страховое возмещение исчисляется согласно указаниям действующего законодательства РФ, иностранных государств, на территории которых произошел страховой случай, международными правовыми нормами. Ответственность перевозчика грузов носит имущественный характер.

Его размер устанавливается страховщиком по согласованию со страхователем и выгодоприобретателями по акту страхового случая.

Посредством страхования компенсируется нанесенный имуществу третьих лиц ущерб. Страхование ответственности делиться на два вида:

  • обязательное, установленное действующими законодательными актами,
  • добровольное, осуществляемое в силу договорных обязательств сторонами.

Договор заключается в пользу выгодоприобретателей, которые не участвуют при заключении договора, хотя он в некоторой мере затрагивает их интересы.

Например, при страховании ответственности перевозчиков владельцы груза, но не известны иные лица, которым может быть причинен ущерб транспортным средством, транспортируемым перевозчиком грузом.

Возможный ущерб от действия страхового случая состоит из стоимости утраченного или испорченного имущества, неполученных пострадавшим лицом доходов, так называемой упущенной выгоды, его затрат на восстановление нарушенного права, например, затраты по уменьшению понесенных убытков, судебные расходы.

Страховая сумма устанавливается по:

  • соглашению сторон, заключаемых договор,
  • лимитам ответственности определенными международными соглашениями. Они оцениваются денежными средствами соразмерному одному страховому случаю, одному рейсу, одному килограмму груза, в целом на договор страхования.

Причем при его определении учитываются официальные претензии потерпевших о возмещении причиненных убытков, документов, подтверждающих последствиях причиненного вреда, расходов.

Под убытком понимается:

  • реальный ущерб, проявляющийся в расходах, служащих для восстановления прав, утраченного или испорченного имущества сторонних лиц,
  • упущенная выгода выражается неполучением доходов в результате нарушения прав, в обычных условиях при совершении гражданского оборота лица с нарушенными правами смог бы их получить.

Если возникает конфликт  между сторонами, то размер страхового возмещения устанавливается в ходе судебного разбирательства.

Какие могут быть риски

Если перевозчик грузов заключает договор со страховой компанией об осуществлении страхования ответственности, то в качестве риска выступает его ответственность за имущественный вред пред третьими лицами, который может быть причинен действиями страхователя.

К страховым рискам при страховании ответственности перевозчика грузов относятся:

  • приведение в полную непригодность груза, его потеря, разрушение в результате производства погрузки, выгрузки или перегрузки при выполнении погрузо-разгрузочных работ страхователем, дорожно-транспортных происшествий,
  • финансовые убытки, которые понес грузоотправитель вследствие неурочной доставки, несоблюдение инструкции отправителем груза, его неправильной засылки,
  • ошибки страхователя при заполнении сопроводительной документации, например, неграмотное заполнение транспортной накладной,
  • затраты на предотвращение, снижение размера вероятного ущерба вследствие переупаковки груза, его сортировки,
  • денежные средства, израсходованные на обеспечение защиты интересов на суде по произошедшим событиям, ответственность за которых несет страхователь,
  • несвоевременная доставка груза вследствие нарушения сроков договора.

Ответственность лица устанавливается независимо от наличия его вины, поскольку коммерческая деятельность осуществляется «на свой риск».

Причем кодекс устанавливает принцип полного возмещения причиненных убытков лицу, право которого было нарушено, если законодательными актами или договоромне предусмотрены другие условия.

За что страховщик не несет ответственности

Не исполнивший обязательство либо исполнивший его ненадлежащим образом страхователь несет ответственность, если не сможет доказать невозможность исполнения вследствие воздействия непреодолимой силы.

К ним относятся чрезвычайные, непредотвратимые в данных условиях обстоятельства, стихийные бедствия.

Если он сможет доказать, что утрата груза или его повреждение являются следствием вышеназванных причин, то перевозчик освобождается от ответственности.

В предписаниях законодательных актов приводится перечень конкретных рисков, которые являются основанием для освобождения от ответственности перевозчика.

К тому же риск при наступлении неблагоприятных последствий полностью перейдет на грузоотправителя.

Страховщик может быть освобожден от ответственности при определении умышленного причинения имущественного вреда страхователем третьим лицам, при воздействии непреодолимой силы, военных действий.

При установлении страховщиком причинно-следственной связи между фактом имущественного вреда и обстоятельствами незаконного использования автотранспорт он имеет право ввести ограничения или отказаться совершить выплаты.

Информацию о страховании профессиональной ответственности риэлторов вы можете найти на этой странице.

Условия договора

Страхование ответственности перевозчика груза входит в число добровольного, поэтому обязанность ограждения от непредвиденных последствий страхового случая лежит на страхователе.

Он должен застраховать свою ответственность, транспортируемый груз, потому что выплаты осуществляются в случае предоставлении доказательств.

При заключении договора необходимо обговорить детально каждый его пункт, чтобы не возникли недоразумения между сторонами в решении вопроса о размере выплат и его совершении.

В условия договора причисляются положения:

  • при страховании груза собственником выплата производится независимо от виновности перевозчика. Однако если его вина доказана, то страховая компания предъявляет требования к страхователю в соответствии, с чем он обязан компенсировать ущерб,
  • при страховании груза перевозчиком страховая компания совершает выплаты в любом случае, не предъявляя требования к перевозчику,
    чтобы определить стоимость страховки необходимо иметь сведения о количестве перевозок, средней сумме одной перевозки,
  • если застрахован груз, то перевозчик должен ставить в известность страховую компанию об осуществлении каждой отгрузки, потому что по нему составляется счет,
  • при оформлении страхования ответственности страхователь не имеет дополнительных обязанностей по уведомлению страховщика об отгрузках, он оформляется единожды.

Однако необходимо учесть, что покрытие страхования грузов осуществляется в большей степени, при страховании ответственности.

Если страхуется груз, оплата производится в полном объеме, а при страховании ответственности выплаты совершаются наполовину.

В договоре должна содержаться следующая информация, которая влияет на степень страхового риска:

  • официальное наименование, юридический адрес страхователя, его банковские реквизиты,
  • о транспортных средствах, подлежащих страхованию. В частности их количестве, типе, марке, года выпуска, грузоподъемности, его техническом состоянии,
  • личные данные экипажа, его квалификации и профессиональном опыте,
  • регион эксплуатации, его характер, интенсивность, дальность маршрута перевозки,
  • характеристика груза, который будет перевозиться,
  • перечень заявляемых на страхование страховых рисков,
  • срок страхования и лимиты страховой ответственности.

Выплаты за утраченный груз

Страховщик возмещает убытки в соответствии со страховой суммой, которая согласована с ним и вписана в договор страхования.

Если страховая сумма не покрывает убытки, оставшаяся часть возмещается страхователем или застрахованным лицом в добровольном порядке или взыскивается судом по исковому заявлению третьих лиц.

Пострадавшее лицо может предъявить иск непосредственно страховщику. В правилах страхования предусматривается условие, по которому выплата осуществляется страховщиком при предоставлении страхователем всех потребных документов вместе с заявление о возмещении убытков  на протяжении 30 календарных дней.

Срок устанавливается моментом времени востребования согласно указаниям статьи  314 Гражданского кодекса. Просрочка выплат  начинается после истечения положенного срока.

Если страховщик не производит оплату по истечению всех предусмотренных сроков, то необходимо обратиться в суд с исковым заявлением для взыскания платежей.

Ответственность страховщика за просрочку выплаты по статье 395 ограничена начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка на страховую сумму.

 Стоимость

Правительством Российской Федерации установлен размер базовых тарифных ставок, по которым рассчитывается стоимость полиса ответственности перевозчика груза.

В соответствии с нормами при утрате груза в полном объеме или его некой части применяемая ставка составляет 1,6 % от страховой суммы. Если груз приведен в полное или частичную непригодность, то отчисляется 0,56 %.

Стоимость страхования груза также регламентируется государством, но она немного различается в страховых компаниях, но не выходит за пределы установленных предписаний.

Она зависит от направления и условия транспортирования, объем грузоперевозок, типа и количества транспортных средств, количества груза, его стоимости, вида, предлагаемых страховой компании программ, выбранных рисков, лимита ответственности, исчисляется в процентах от стоимости груза.

Минимальная цена полиса на 1 млн. рублей транспортируемого груза составляет 500 рублей.

Таблица процентного соотношения стоимости полиса:

Наименование видов страхования перевозок Стоимость полиса  в %
Автотранспортными средствами 0,05
Морским транспортом 0,05
Авиационным транспортом 0,05
Железнодорожным транспортом 0,08
Перевозка смешанного груза 0,08

В заключении необходимо отметить, что ответственность перевозчика предусматривает совершение выплат транспортным компаниям, которые терпят серьезнейший ущерб.

Если их вина доказана, то ущерб возмещается третьим лицам полностью, поэтому лучше заранее оградить себя от финансовых издержек, заключив договор страхования.

Транспортная деятельность неразрывно связана с рядом рисков. Страхование ответственности помогает обезопасить перевозчиков и владельцев груза от существующих непредвиденных ситуаций и ошибок в процессе транспортировки, которые могут причинить вред их имуществу.

Что это такое

Страхование ответственности перевозчика грузов – это основная гарантия в транспортно-экспедиционной деятельности на сегодняшний день. Оно выступает залогом возмещения вреда, нанесенного в процессе транспортировки имущества.

Этот вид страхования также является способом защиты материальных интересов перевозчика при возникновении его гражданской ответственности за причинение вреда грузу.

Субъект, осуществляющий перевозку груза, обязан застраховать свою гражданскую ответственность, независимо от вида используемого им транспорта (ст.5 ФЗ №67).

Исключением по закону является только метрополитен и такси. Отсутствие договора о страховании ответственности не избавит перевозчика от непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда грузу.

Компенсация будет равной по стоимости со стандартным страховым полисом, предусмотренным для этого или даже больше. Кроме этого, суммы необоснованного обогащения при отсутствии страховки подлежат взысканию в судебном порядке органами исполнительной власти.

Особенности страхования

При страховании такой ответственности основным документом, защищающим имущественные права всех заинтересованных лиц, будет специализированный договор.

Его субъектами являются:

  • страховщик,
  • страхователь,
  • выгодоприобретатель.

Обязательное страхование осуществляется компанией или организацией, которая получила лицензию на осуществление подобной деятельности.

Перевозчик является второй стороной договора и инициатором его заключения. Владелец груза будет выступать выгодоприобретателем или потенциальным потерпевшим.

Соглашения подобного рода составляются с обязательным указанием страховой суммы и тарифов. Договора страхования ответственности перевозчика относятся к документам, составляемым в пользу третьего лица (владельца груза). Форма – письменная.

Подписывают документ только представитель компании, осуществляющей страхование и перевозчик. Каждому договору присваивается номер в системе АИОС.

Для страхования ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом необходимо подать страховщику следующие документы:

  • заявление страхование по форме,
  • копию лицензии на перевозку определенной категории грузов (если она есть),
  • документы со сведеньями об автотранспортных средствах.

В процессе заключения договора страховщик может потребовать дополнительные документы, подтверждающие информацию в заявлении, провести осмотр транспортных средств или обратить за содействием в получении информации к органам исполнительной власти.

Договор страхования ответственности перевозчика грузов обязательно включает перечень всех транспортных средств, которые будут использовать перевозчиком в процессе транспортировки грузов.

Срок действия таких соглашений составляет не менее 1 года. Документ вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа или премии.

По соглашению сторон договор может быть:

  • изменен,
  • расторгнут,
  • досрочно прекращен.

При прекращении или расторжении соглашения выплаченная страховая премия обычно не подлежит возврату. Но и в этих случаях гражданская ответственность с перевозчика не снимается.

Про страхование опасных грузов, смотрите здесь.

Что является объектом

По договорам такого рода объектом защиты выступают имущественные права перевозчика, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозке вреда грузу.

Риском выступает возможность возникновения обязательств относительно возмещения материального ущерба, причиненного транспортировкой.

Страховой случай – это уже сам момент появления обязательств перед владельцем груза по устранению причиненного вреда. С его наступлением возникает обязанность по оплате страхового возмещения.

Какие бывают случаи и риски

Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.

Страховаые риски

Схема: страховые риски.

Относительно имущества владельца существуют следующие риски:

  • полной или частичной потери груза,
  • повреждения груза,
  • ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя),
  • вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц,
  • затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).

Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:

  • ДТП,
  • перенаправление груза на правильный адрес,
  • действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба,
  • действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай,
  • пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором,
  • удар транспортного средства о неподвижный предмет,
  • взрыв, повреждения ТС льдом,
  • действия, принятые для устранения взрыва или пожара,
  • исчезновение транспортного средства без вести,
  • несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива,
  • повреждение транспорта атмосферными осадками,
  • исчезновение груза,
  • кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц,
  • поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.

Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан:

  • информировать каждую заинтересованную сторону,
  • незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика,
  • принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.

Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.

За что перевозчик грузов ответственности не несет

Выплаты по возмещению ущерба не проводятся в случае:

  • если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, народных волнений, акций протеста, забастовок, когда иное не предусмотрено договором,
  • наступления страхового случая при наличии умысла со стороны его владельца,
  • отказа в предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение ущерба.

Других оснований для освобождения от ответственности нет, если иное неуказанно в договоре.

Презумпцию вины перевозчика подтверждают:

  1. Недостатки тары или упаковки.
  2. Скрытие свойства груза, естественные потери.

При наличии этих признаков невиновность при повреждении необходимо будет доказать. Презумпцию невиновности гарантируют:

  • прибытие груза в целостности и исправной таре без следов вскрытия,
  • упаковка сохранила свою изначальную целостность, пломбы не задеты,
  • недостача, порча или повреждение груза произошло вследствие естественных причин,
  • сопровождение груза третьими лицами,
  • недостача груза не превышается установленных норм,
  • скоропортящийся продукт прибыл в сохранности и срок.

За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Стоимость груза определяется на основании счета или другого документа отправителя.

Страховщик может обратиться после возмещения ущерба с регрессным требованием к перевозчику если:

  1. Страховой случай наступил вследствие умышленных действий страхователя.
  2. При управлении ТС лицом (назначенным перевозчиком) в нетрезвом состоянии и возникновении из-за этого страхового случая.
  3. При наступлении страхового случая, если транспортным средством перевозчика управляло лицо, не имеющее на это право.
  4. При возникновении страхового случая и существующих нарушениях со стороны перевозчика относительно режима труда и отдыха водителя ТС.
  5. При наступлении страхового случая, если он возник вследствие введения перевозчиком в эксплуатацию непригодного транспортного средства.

Регрессное требование не может быть больше выплаченного страховщиком денежного возмещения. В этом случае страховая компания приобретает все права потерпевшего лица (владельца груза).

Регрессные требования предъявляются в суд. Страхование ответственности перевозчика грузов – это способ защиты от множества рисков, которые возникают в процессе транспортировки чужого имущества.

Формой страхования является публичный договор, который подписывают перевозчик-страховщик. Соглашения такого рода регламентируют количество и виды страховых случаев, по которым предусмотрены выплаты, размер денежного возмещения, а также суммы и тарифы на периодические платежи.

Страхование ответственности перевозчика грузов является обязательным практически для каждого владельца транспортного средства (кроме такси).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: