Страховое регулирование в странах ЕС

Целью создания общего страхового рынка ЕС является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, развитие предпринимательства способствующее конкуренции и росту эффективности работы страховщиков. Этот процесс не может быть быстрым.

Поскольку каждая из стран, входящих в состав ЕС, имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, исходящие из национальных особенностей.

Отличаются также и страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому развитие единого страхового рынка идет в двух направлениях:

1) обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС,

2) гармонизация страхового законодательства.

Руководителем и координатором всей этой деятельности является Европейский комитет по страхованию, в состав которого входят все национальные союзы и представительства страховщиков.

Принципами создания общего страхового рынка в рамках ЕС являются:

1) свобода создания филиалов в странах-сообществах для любого его члена,

2) свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для любого его члена без обязательного открытия филиала,

3) честная конкуренция на добросовестных и равных условиях,

4) невозможность использования запрещенных элементов конкуренции.

Директивы ЕС по страхованию составляют основу страхового регулирования в странах ЕС. Первая директива относится к личному и иному страхованию, она является основной, так как все последующие базируются на ней. Этот документ предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:

1) единые правила по финансовым гарантиям: по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика,

2) единая группировка классов страхования, обеспечивающая унификацию страховых продуктов.

Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования. Выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков, в частности, предусмотрена группа рисковых видов страхования и личное страхование,

3) единые правила лицензирования, обеспечивающие унификацию требований по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран-членов ЕС,

4) правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулированием страховой деятельности. Они предусматривают разделение ответственности между странами, где выпускается страховой продукт и где продукт продвигается и продается.

Вторая директива по личному и неличному страхованию предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории всех стран-членов ЕС.

До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков, продвижение больших рисков не имело ограничений. Директива говорит о необходимости контроля за продвижением всех рисков, причем, этот контроль должна осуществлять та страна, которая продвигает страховую услугу.

Третья директива по личному и неличному страхованию предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:

1. Правило о передаче и распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков. Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. Оно вводит обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться странной, выпускающей полис.

2. Правила единой лицензии.

3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов надзора (потребовать дополнительную информацию о страховщике можно лишь, если есть подозрения в недобросовестности).

4. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги.

5. Правило о координации регулирования технических резервов означает соблюдение следующих требований:

. по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти по годовому бухгалтерскому отчету страховых компаний,

. по активам: выбор направлений и объектов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями.

6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию.

Существуют также специальные директивы: по кредитному страхованию, страхованию ответственности заемщика, а также по страхованию автогражданской ответственности, юридической защите бухгалтерской и других видов отчетности.

Требования, предъявляемые к национальным органам надзора за страховой деятельностью:

1. Органы надзора должны осуществлять надзор за финансовой деятельностью страховых компаний (платежеспособностью, размещением активов).

2. Органы надзора должны разработать надежные административные и учетные процедуры контроля деятельности страховых компаний, а также механизмы внутреннего контроля.

3. В центре внимания органа страхового надзора должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, включающий:

. оценку рисков, связанных с активами,

. актуарный анализ риска,

. анализ соотношения активов с принятыми обязательствами,

. валютное согласование,

. анализ эффективности и прибыльности.

Существуют правила единого лицензирования для всех странчленов ЕС:

1) использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний,

2) ограничения на вид деятельности,

3) обязательность предоставления схемы страховых операций, схемы погашения страховых рисков в экстренном случае,

4) обязательность наличия гарантийного фонда,

5) честность, добропорядочность и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: